См. Документы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2021 г. N АКПИ21-81

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щ. о признании недействующим пункта 16.3 раздела 10 состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр,

установил:

приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России) от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - Состав информации). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 30 мая 2016 г., регистрационный номер 42350, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 июня 2016 г.

Согласно пункту 16.3 раздела 10 Состава информации к информации об отчетности товарищества и кооператива относится промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за квартал. Размещается указанная информация ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Пункт 16.3 раздела 10 Состава информации действует в редакции приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2017 г. N 550/1434/пр, зарегистрированного в Минюсте России 24 января 2018 г., регистрационный номер N 49749, и опубликованного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 января 2018 г.

Щ. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 16.3 раздела 10 Состава информации, ссылаясь на его противоречие частям 2, 4 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федеральному закону от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". По мнению административного истца, административные ответчики не относятся к субъектам регулирования бухгалтерского учета. Считает, что оспариваемым положением нарушены ее права, так как на нее незаконно возложили обязанность по размещению промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за квартал в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее также - система).

В обоснование своего требования указывает, что, являясь председателем правления ТСЖ "Титова 18/1", постановлением мирового судьи 12-го судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска от 13 декабря 2019 г. она как должностное лицо привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru бухгалтерского квартального отчета за 3-й квартал 2019 г.

Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее также - Минцифры России) (пункт 5).

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что нормативный правовой акт принят федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Административный истец Щ. не явилась в судебное заседание, о времени и месте которого извещена надлежащим образом, заявила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель Минцифры России К.А., представитель Минстроя России К.Е., представитель Минюста России Д. не признали административный иск.

Обсудив доводы административного истца Щ., выслушав возражения представителя Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К.А., представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации К.Е., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Д., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым удовлетворить заявленное требование, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении, регулируются Федеральным законом "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 поименованного федерального закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено этим федеральным законом, в системе.

В силу части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных названным кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

На день издания оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий являлось Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (пункт 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418).

После переименования министерства названные полномочия стало осуществлять Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038).

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в целях реализации требований федеральных законов и в пределах предоставленных таким органам полномочий. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом.

Доводы административного истца о противоречии пункта 16.3 раздела 10 Состава информации положениям Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", частям 2, 4 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" несостоятельны и основаны на неправильном толковании норм права.

Жилищный кодекс Российской Федерации является системообразующим актом, устанавливающим общие правила регулирования жилищных отношений. Данный кодекс в части 2 статьи 5 предусматривает, что жилищное законодательство состоит также из нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (часть 18 статьи 7 этого федерального закона).

Подробный перечень видов информации, размещаемой в системе, в том числе управляющими организациями, приведен в части 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" и является открытым, в силу пункта 42 которого в системе должна размещаться иная информация и документы, подлежащие обязательному размещению в системе в соответствии с названным федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, как закреплено в части 4 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

Пункт 52 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, указывает на представление и публикацию промежуточной бухгалтерской отчетности в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.

Из содержания взаимосвязанных положений Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" и Федерального закона "О бухгалтерском учете" следует, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в том числе в случае, когда законодательством Российской Федерации, к которому относятся также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области жилищного законодательства, предусмотрена обязанность представления и публикации указанной отчетности.

Таким нормативным правовым актом является оспариваемый приказ, которым на основании положений части 1 статьи 6, части 3 статьи 7 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в пункте 16.3 раздела 10 Состава информации установлен порядок и срок размещения товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за квартал в системе при ее формировании.

Размещение товариществами и кооперативами информации о промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за квартал направлено на раскрытие лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, информации о своей деятельности, что обеспечивает реализацию гражданами, проживающими в многоквартирном доме, своих жилищных прав (статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также обеспечивает граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства").

Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, которым бы противоречил пункт 16.3 раздела 10 Состава информации, также не имеется.

Требования административного истца о признании оспариваемого нормативного положения недействующим фактически основаны на ее несогласии с постановлением мирового судьи, оставленным без изменения последующими судебными постановлениями, на основании которого она как должностное лицо привлечена к административной ответственности согласно части 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем проверка этих актов, включая выводы судьи о наличии события и состава административного правонарушения, виновности лица в его совершении, может быть осуществлена исключительно в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом из представленных административным истцом документов не усматривается, что применение на практике оспариваемой части нормативного правового акта не соответствует ее истолкованию, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца в упоминаемых им аспектах, отвечает общеправовым критериям определенности, ясности и не допускает неоднозначное толкование.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Щ. о признании недействующим пункта 16.3 раздела 10 состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ