См. Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2014 г. N АКПИ14-3

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" о признании недействующим подпункта "в" пункта 2 требований и условий, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке трудовых пенсий (части трудовой пенсии по старости) организациям почтовой связи и иным организациям, занимающимся их доставкой, заключившим соответствующие договоры с Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами), утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620н,

установил:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620н утверждены требования и условия, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке трудовых пенсий (части трудовой пенсии по старости) организациям почтовой связи и иным организациям, занимающимся их доставкой, заключившим соответствующие договоры с Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами) (далее - Требования). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 октября 2010 г., регистрационный номер 18753 и опубликован в "Российской газете" 22 октября 2010 г.

Требования, как следует из их пункта 1, разработаны в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и применяются при доставке трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами). В пункте 2 Требований перечислены требования и условия, при соблюдении которых Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами) производится оплата услуг по доставке трудовых пенсий (части трудовой пенсии по старости). Подпункт "в" данного пункта определяет в качестве таковых представление документа, подтверждающего наличие профессионального опыта работы на рынке услуг по доставке денежных сумм населению не менее двух лет.

ООО "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать подпункт "в" пункта 2 Требований недействующим. В заявлении указано, что оспариваемая норма устанавливает ничем не обоснованные и незаконные требования к организациям, желающим осуществлять доставку пенсий населению, о профессиональном опыте на рынке услуг по доставке денежных сумм населению не менее двух лет, чем нарушается часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности, а также пункт 5 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающий, что доставка трудовой пенсии производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или через организации почтовой связи, кредитные организации и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, по желанию пенсионера. Требования в оспариваемой части создают непреодолимые препятствия в осуществлении обществом, созданным в июне 2012 г., его основного вида деятельности по предоставлению социальных услуг, связанных с осуществлением доставки и выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат.

ООО "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации С.М., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ч. заявление общества не признали, ссылаясь на то, что Требования изданы компетентным органом, оспариваемое предписание не противоречит законодательству Российской Федерации и права общества не нарушает.

Представитель Федеральной антимонопольной службы К., привлеченной к участию в деле по инициативе суда на основании части второй статьи 47 ГПК РФ для дачи заключения по делу, полагал, что подпункт "в" пункта 2 Требований не предусматривает запрет на осуществление деятельности по доставке трудовых пенсий (части трудовой пенсии по старости) организациями, опыт которых в сфере доставки денежных сумм составляет менее двух лет, а устанавливает, что при отсутствии указанного опыта услуги по доставке пенсий до его получения не будут оплачиваться Пенсионным фондом Российской Федерации, то есть фактически соответствующая деятельность может осуществляться, но на бесплатной основе.

Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей требование заявителя оставить без удовлетворения, суд находит заявление ООО "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" его положения распространяются на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. При этом целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В силу абзацев первого - пятого пункта 5 статьи 18 названного Федерального закона доставка трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) производится по желанию пенсионера органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или через организации почтовой связи, кредитные организации и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, путем: вручения сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) в кассе организации, производящей доставку трудовой пенсии; вручения сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) на дому; зачисления сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) на счет пенсионера в кредитной организации. Оплата услуг по доставке трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) пенсионеру производится организациям почтовой связи и организациям, занимающимся доставкой трудовых пенсий, заключившим соответствующие договоры с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при соблюдении требований и условий, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития, за счет средств, предусмотренных на финансовое обеспечение выплаты соответствующей трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости).

Из приведенных законоположений видно, что, закрепив за пенсионером право выбора доставки трудовой пенсии органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или через организации почтовой связи, кредитные организации и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, федеральный законодатель в то же время предусмотрел, что оплата услуг по доставке трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) пенсионеру производится организациям почтовой связи и организациям, занимающимся доставкой трудовых пенсий, заключившим соответствующие договоры с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, лишь при соблюдении требований и условий, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. В силу пункта 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, действовавшего на момент принятия Требований, федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития, являлось названное Министерство.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах имевшейся у него компетенции.

Утверждение заявителя о том, что подпункт "в" пункта 2 Требований препятствует обществу в осуществлении деятельности по доставке трудовых пенсий и противоречит пункту 5 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", является ошибочным, поскольку условие о представлении организацией документа, подтверждающего наличие профессионального опыта работы на рынке услуг по доставке денежных сумм населению не менее двух лет, установлено только в целях оплаты услуг по доставке трудовых пенсий (части трудовой пенсии по старости) Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами) и не содержит запрет на осуществление деятельности по доставке трудовых пенсий (части трудовой пенсии по старости) организациями, опыт которых в сфере доставки денежных сумм составляет менее двух лет. При этом оспариваемая норма обязывает подтвердить опыт работы на рынке услуг по доставке населению любых денежных сумм, а не только пенсий.

Как уже отмечалось, наличие требований и условий, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке трудовых пенсий организациям, занимающимся их доставкой, закреплено непосредственно Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В связи с этим нет оснований полагать, что Требования в оспариваемой части противоречат положениям Федерального закона "О защите конкуренции", конкретизирующего норму, закрепленную в части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации. Каких-либо иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым не соответствует оспариваемое предписание Требований, не имеется.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

обществу с ограниченной ответственностью "СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ