См. Документы Федеральной миграционной службы

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 января 2015 г. N АКПИ14-1378

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.М.Н. о признании недействующим пункта 120 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 г. N 215,

установил:

приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 г. N 215 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 января 2014 г., регистрационный N 31077, и опубликован 10 марта 2014 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Пунктом 120 Административного регламента предусмотрено, что иностранному гражданину, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, вид на жительство выдается в порядке, установленном Административным регламентом, после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Ш.М.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 120 Административного регламента, ссылаясь на то, что он противоречит пункту 55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 (далее - Положение), и пункту 20.6 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 г. N 64 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФМС России от 19 марта 2008 г. N 64), которые предусматривают выдачу вида на жительства лицу, постоянно проживающему на территории Российской Федерации, при отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации и изъятие после этого паспорта гражданина Российской Федерации. В обоснование своего требования заявитель указал, что после отмены решения о приобретении им гражданства Российской Федерации УФМС России по Ставропольскому краю со ссылкой на оспариваемую норму разъяснило ему, что для получения вида на жительство необходимо получить разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Таким образом, названная норма возвращает его не в исходное положение (в статус постоянно проживающего лица), а в состояние временного проживания, тем самым увеличивая период, предшествующий повторному обращению с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.

Заявитель в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения которого извещен надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России) О. и Ш.М.В., возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что порядок принятия Административного регламента не был нарушен, оспариваемое предписание в полной мере соответствует положениям федерального закона, непосредственно регламентирующего отношения по выдаче вида на жительство, в частности статье 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ), регулирующей порядок выдачи вида на жительства, в соответствии с которым до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ч. в судебном заседании поддержал заявленные требования, полагая, что пункт 120 Административного регламента не соответствует действующему законодательству Российской Федерации в части наличия в нем требования о повторном получении лицом, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, разрешения на временное проживание в Российской Федерации в целях получения дальнейшего вида на жительство в Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей требование заявителя удовлетворить, суд находит заявление Ш.М.Н. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ) к числу полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, относится федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. N 711, ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

К числу основных задач ФМС России относятся нормативно-правовое регулирование в сфере миграции, оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В целях реализации поставленных перед нею задач ФМС России осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере миграции, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, оформление гражданства Российской Федерации, отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации, организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, а также об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство.

Пунктами 1 и 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, установлено, что регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и органа государственного внебюджетного фонда при осуществлении государственного контроля (надзора). Регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами государственного внебюджетного фонда, к сфере деятельности которых относится исполнение государственной функции в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений, а также иных требований к порядку исполнения государственных функций.

Во исполнение требований федерального законодателя ФМС России утвержден Административный регламент.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, а также основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации содержатся в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ.

Президент Российской Федерации, реализуя предоставленные частью 2 стать 29 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ полномочия, в пункте 55 Положения, устанавливающего порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, закрепил, что при отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина, при этом полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

Аналогичное положение закреплено и в пункте 20.6 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 19 марта 2008 г. N 64, согласно которому при отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается соответствующий вид на жительство (пункт 55 Положения), паспорт гражданина Российской Федерации изымается.

Пункт 120 Административного регламента в части, устанавливающей, что вид на жительство иностранному гражданину, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, выдается после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, входит в противоречие с приведенными выше нормами, поскольку устанавливает требование о повторном получении лицом, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, разрешения на временное проживание в Российской Федерации в целях получения впоследствии вида на жительство в Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ установлено, что в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 1). До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание (пункт 2). Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (пункт 3).

Утверждение представителей ФМС России о том, что пункт 120 Административного регламента полностью согласуется с процедурой получения вида на жительство, установленной в статье 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, не может быть признан обоснованным, поскольку в названной статье закона закреплены правила для иностранных граждан, впервые обратившихся за получением вида на жительство. Вопросы получения вида на жительства после отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации данной нормой не регулируются.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Ш.М.Н. удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 120 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 г. N 215, в части, предусматривающей выдачу вида на жительство иностранному гражданину, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА