ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 сентября 2018 г. N АКПИ18-735
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре С.Г.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торжокского муниципального унитарного предприятия "Водоканал" о признании недействующими санитарно-эпидемиологических правил "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту СП 2.2.2.1327-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23 мая 2003 г., введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 мая 2003 г. N 100, и санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г., введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 г. N 18,
установил:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 мая 2003 г. N 100 введены в действие с 25 июня 2003 г. санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту СП 2.2.2.1327-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23 мая 2003 г. (далее - СП 2.2.2.1327-03). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 июня 2003 г., регистрационный номер 4720, и опубликован в "Российской газете" 20 июня 2003 г. N 119/1.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 г. N 18 введены в действие санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г. (далее - СП 1.1.1058-01), с 1 января 2002 г. со сроком действия десять лет. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 октября 2001 г., регистрационный номер 3000, и опубликован в "Российской газете" 13 ноября 2001 г. N 222.
Торжокское муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими санитарных правил СП 2.2.2.1327-03 и СП 1.1.1058-01, ссылаясь на то, что срок действия указанных нормативных правовых актов истек в соответствии с пунктом 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, согласно которому срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении на срок не более 10 лет с возможностью его продления не более чем на 5 лет, однако положения санитарных правил в 2017 г. были применены должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к Обществу и продолжают применяться.
По мнению административного истца, возложение на него каких-либо обязанностей, требующих финансовых затрат на основании недействующих нормативных правовых актов, является незаконным и нарушает его права.
В письменных возражениях Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека указала, что оспариваемые акты утверждены уполномоченным должностным лицом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и охраняемых законом интересов административного истца. Срок действия СП 2.2.2.1327-03 при их утверждении установлен не был, поэтому они действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, СП 1.1.1058-01 продолжают действовать на основании пункта 2 статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях выразило позицию, что срок действия оспариваемых санитарных правил истек, в связи с этим оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны утратившими силу.
В судебном заседании представитель административного истца С.В. поддержал заявленное требование.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека М. не признала административный иск.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации С.Н. поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителя административного истца С.В., возражения представителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека М., объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации С.Н., проверив оспариваемые нормативные акты на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37, пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемых санитарных правил, государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, кроме прочего, включало разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение и опубликование санитарных правил, а утверждение санитарных правил - это полномочие Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Оспариваемые санитарные правила утверждены в пределах полномочий Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Порядок издания нормативного правового акта и требования, установленные для его государственной регистрации и опубликования Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, соблюдены.
Доводы административного истца о признании оспариваемых санитарных правил не действующими по основанию истечения срока их действия, предусмотренного пунктом 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, следует признать неправильными и подлежащими отклонению, так как они основаны на ошибочном толковании норм права.
Согласно абзацу первому указанного пункта Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет.
При утверждении СП 2.2.2.1327-03 срок их действия установлен не был, они не признаны утратившими силу Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322).
Следовательно, СП 2.2.2.1327-03 являются действующим нормативным правовым актом. Невозможность их применения в соответствующих санитарных правоотношениях может быть обусловлена противоречием их конкретного предписания положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Однако на данные обстоятельства Общество не ссылается, подобного предмета и основания административный иск не содержит.
Утверждения административного истца о том, что санитарные правила обязательно должны регулярно пересматриваться путем принятия нового правового акта, включая и случай, когда актуальность действующих санитарных правил и требования законодательства, в соответствии с которыми они введены в действие, не изменились, также не основаны на законе.
Как указано выше, действовавшая на день утверждения СП 2.2.2.1327-03 редакция пункта 1 (в частности, его абзац четвертый) статьи 37 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" включала в государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование пересмотр санитарных правил.
Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" абзац четвертый пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" изложен в новой редакции, согласно которой государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование включает разработку проектов санитарных правил, экспертизу, публичное обсуждение, утверждение и опубликование санитарных правил, а также внесение изменений в санитарные правила и признание их утратившими силу.
В целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции, работ и услуг индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами осуществляется производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда (пункт 1 статьи 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
СП 1.1.1058-01 определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований (пункт 1.1).
До истечения десятилетнего срока действия СП 1.1.1058-01, установленного при их утверждении и исчисляемого с 1 января 2002 г., принят и вступил в силу 21 октября 2011 г. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании". На основании данного закона пункт 2 статьи 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами.
Аналогичное правовое регулирование относительно применения до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарных правил сохраняется и в действующей редакции приведенной нормы.
Технический регламент о производственном контроле отсутствует.
Следовательно, довод административного истца об истечении срока действия санитарных правил СП 1.1.1058-01 лишен правовых оснований, поскольку в настоящее время указанные санитарные правила действуют на территории Российской Федерации до вступления в силу соответствующего технического регламента.
Поскольку правовых оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов не действующими полностью по требованию административного истца не имеется, согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Торжокского муниципального унитарного предприятия "Водоканал" о признании недействующими санитарно-эпидемиологических правил "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту СП 2.2.2.1327-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23 мая 2003 г., введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 мая 2003 г. N 100, и санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г., введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 г. N 18, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО