См. Документы Министерства транспорта Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 сентября 2014 г. N АКПИ14-838

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании частично недействующим пункта 136 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82,

установил:

приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", которые действуют в редакции приказов Минтранса России от 8 октября 2008 г. N 165, от 25 октября 2010 г. N 231, от 2 апреля 2012 г. N 88, от 30 апреля 2014 г. N 114 (далее - Правила).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2007 г., регистрационный номер 10186, опубликован в "Российской газете" 10 октября 2007 г.

Согласно пункту 136 Правил перевозка негабаритного багажа, тяжеловесного багажа, служебных собак, комнатных животных и птиц, за исключением собак-поводырей, следующих с пассажиром, лишенным зрения, оплачивается исходя из их фактического веса по установленным перевозчиком багажным тарифам независимо от других вещей пассажира, перевозимых в качестве багажа. При перевозке сверхнормативного багажа разница между установленной нормой бесплатного провоза багажа и весом мест багажа, предъявленного к перевозке, оплачивается по установленным перевозчиком багажным тарифам.

Гражданин И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 136 Правил в части введения оплаты тяжеловесного багажа без учета нормы бесплатного провоза багажа, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы с превышением полномочий Минтранса России, противоречат нормам Воздушного кодекса Российской Федерации и нарушают права пассажиров.

Как указывает заявитель, в сентябре 2013 г. он заключил договор воздушной перевозки пассажира и багажа с ОАО "Авиакомпания "Сибирь" по маршруту "Домодедово - Казань". При регистрации на рейс им было уплачено 7200 руб. за провоз багажа в количестве 36 кг, при стоимости сверхнормативного багажа в размере 200 руб. за 1 кг.

Заявитель И. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства транспорта Российской Федерации К.А., К.Д., С.Е., Министерства юстиции Российской Федерации Б. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав пассажиров.

Выслушав объяснения представителей Минтранса России К.А., К.Д., С.Е., Минюста России Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 2 Воздушного кодекса Российской Федерации федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - это нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о подготовке федеральных правил использования воздушного транспорта и федеральных авиационных правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360, Министерством транспорта Российской Федерации утверждаются федеральные авиационные правила в области регулирования деятельности гражданской авиации.

Следовательно, Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" утверждены компетентным органом государственной власти.

Регулируя отношения по перевозке багажа, Правила в пункте 136 устанавливают оплату тяжеловесного багажа, исходя из его фактического веса по установленным перевозчиком багажным тарифам независимо от других вещей пассажира, перевозимых в качестве багажа.

Данное правовое регулирование соответствует воздушному законодательству и не ограничивает право пассажира на провоз багажа в пределах установленной нормы.

Перевозка воздушным транспортом является услугой, которую воздушный перевозчик предоставляет пассажиру воздушного судна. По договору воздушной перевозки на пассажира возложена обязанность оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа (статья 103 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Доводы заявителя о том, что федеральный орган исполнительной власти установил обязанность по оплате тяжеловесного багажа в нарушение статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными.

Пассажир при бронировании перевозки согласовывает с перевозчиком перевозку багажа, вес которого превышает установленную перевозчиком норму бесплатного провоза багажа, вес одного места которого превышает тридцать два килограмма (тяжеловесный багаж). Воздушный кодекс Российской Федерации предоставляет пассажиру воздушного судна право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира (подпункт 2 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Положения пункта 136 Правил не ограничивают право пассажира на провоз багажа в пределах установленной нормы.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление И. о признании частично недействующим пункта 136 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области