ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. N АКПИ14-79
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании недействующими абзацев 6, 7, 9 и 10 пункта 8, абзаца 4 пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83,
установил:
в соответствии с абзацами 6, 7, 9 и 10 пункта 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:
информацию о разрешенном использовании земельного участка;
информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
Абзацем 4 пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения установлено, что технические условия должны содержать срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Гражданин Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзацев 6, 7, 9 и 10 пункта 8, абзаца 4 пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Как указывает заявитель, он является арендатором земельного участка и имеет право на получение технических условий в соответствии с законом. Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заявитель Б. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 14 февраля 2014 г. N СП-П9-1059).
Представитель Правительства Российской Федерации Н. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и не нарушают прав правообладателей земельных участков, планирующих подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48).
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, постановлением от 13 февраля 2006 г. N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 1314 (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 8, 20 февраля 2006 г.
Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пункт 8 Правил определяет содержание запроса, который орган местного самоуправления либо правообладатель земельного участка направляют организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Определение перечня документов, которые заказчик направляет исполнителю для предоставления технических условий, обусловлено содержанием технических условий, данным в части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Технические условия предоставляются применительно к конкретному земельному участку, поэтому организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, необходима информация о разрешенном использовании земельного участка, информация о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку, для подготовки технических условий.
Требования об указании в запросе информации о планируемом сроке ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, планируемой величины необходимой подключаемой нагрузки реализуются при наличии соответствующей информации. Они корреспондируют положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, который предусматривает прекращение обязательств организации, предоставившей технические условия, если правообладатель земельного участка в течение установленного законом срока не определит необходимую ему для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку (часть 7 статьи 48).
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Федеральному закону "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" являются несостоятельными. Действие названного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Так, согласно части 3 статьи 20 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети "Интернет".
Оспариваемые положения нормативного правового акта регулируют иные отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Положения Правил приняты во исполнение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и направлены на защиту прав и законных интересов как организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, так и потребителей, и не могут расцениваться как нарушающие права заявителя на доступность подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 1), в соответствии с которыми срок действия предоставленных технических условий устанавливается не менее трех лет.
В пункте 10 Правил определены требования, которые должны содержаться в технических условиях. Оспариваемые положения абзаца 4 пункта 10 Правил, предусматривающие срок действия технических условий не менее 2 лет с даты их выдачи, не соответствуют требованиям части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон, которым внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, вступил в силу с 1 января 2014 года, то положения абзаца 4 пункта 10 Правил стали противоречить нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, со дня вступления его в силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Б. удовлетворить частично:
признать недействующим с 1 января 2014 г. абзац 4 пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий, подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83, в части определения срока действия технических условий "не менее 2 лет".
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ