ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 2004 г. N ГКПИ 03-1519
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., при секретаре Жуковой И.О., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зинченко Ф.С. о признании частично недействующими пунктов 1, 4 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного 29 февраля 2000 года Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 114, Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 66, Министерства финансов Российской Федерации N 23н, в редакции от 13 ноября 2000 года,
установил:
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 114, Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 66, Министерства финансов Российской Федерации N 23н, в редакции от 13 ноября 2000 года, утверждено Положение о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Положение).
Зинченко Ф.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими второго абзаца пункта 1 Положения в части слов "до 31 декабря 2003 года", а также пункта 4 - в части обязанности граждан для получения удостоверения нового образца представить, кроме копии ранее выданного удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, дополнительно один или несколько документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы из числа перечисленных в пункте 5 Положения.
В заявлении указано, что оспариваемые предписания Положения нарушают гарантированное законом право на получение льгот и компенсаций для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС после 31 декабря 2003 года, поскольку закон не предусматривает необходимости повторного подтверждения статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданами, имеющими такие удостоверения, выданные в период действия Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 в порядке, установленном на момент их выдачи.
В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Подлесская Т.П., Министерства труда и социального развития Российской Федерации Бирюков С.Г., Министерства финансов Российской Федерации Березин В.А. и Синих В.С., Министерства юстиции Российской Федерации Савельева С.А. требования заявителя не признали, ссылаясь на то, что пункт 1 Положения приведен в соответствие с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2003 г. N 1450-р, а оспариваемое предписание пункта 4 Положения действующему законодательству Российской Федерации не противоречит и права заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей требования заявителя удовлетворить частично, суд находит, что заявление Зинченко Ф.С. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 27 января 2004 года N 41/26/12н "О внесении изменения в Положение о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", зарегистрированным 30 января 2004 года в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально опубликованным, в абзаце втором пункта 1 Положения слова "до 31 декабря 2003 года" заменены словами "до 1 января 2006 года".
Таким образом, Положение предусматривает, что ранее выданные гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС старого образца действительны до 1 января 2006 года.
Данное предписание Положения согласуется с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2003 года N 1450-р, которым срок выдачи участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС удостоверений нового образца, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 года N 1773-р, продлен до 1 января 2006 года.
С учетом вышеизложенного требование заявителя о признании частично недействующим второго абзаца пункта 1 Положения удовлетворению не подлежит.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что для получения удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по форме согласно приложениям N 1 и N 2 граждане представляют в органы, указанные в пункте 3 Положения, заявление о выдаче удостоверения нового образца, копию ранее выданного удостоверения, а также один или несколько документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа перечисленных в пункте 5 настоящего Положения.
Из приведенного предписания нормативного правового акта следует, что им установлен единый порядок выдачи удостоверений нового образца участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС как для граждан, впервые обращающихся за выдачей такого удостоверения, так и для граждан, которые имеют соответствующие удостоверения старого образца, но обязаны заменить их на новые. Тем самым граждане, уже имеющие по закону право на компенсации и льготы для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вынуждены вновь подтверждать свой правовой статус.
Между тем Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на компенсации и льготы, обусловленные этим статусом.
В соответствии с частью четвертой статьи 15 данного Закона гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом, с момента их предъявления.
Содержание распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 года N 1773-р, во исполнение которого принято оспариваемое Положение, также не дает оснований для вывода о том, что при выдаче удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца граждане, имеющие удостоверения старого образца, обязаны вновь подтверждать свой правовой статус. Указанным распоряжением МЧС России, Минтруду России и Минфину России поручено лишь разработать и утвердить положение о порядке оформления и выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, но не условия выдачи удостоверений нового образца гражданам, имеющим удостоверения старого образца.
Согласно пункту 18 Положения документы, послужившие основанием для выдачи удостоверений, хранятся в органах, оформляющих и выдающих удостоверения, постоянно.
Аналогичное предписание содержалось и в пункте 8.2 ранее действовавшего Порядка оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним, утвержденного Государственным комитетом Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, Министерством труда Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации от 5 августа 1993 года N ВС-10-3618.
Из этого следует, что при рассмотрении заявлений о выдаче удостоверений нового образца гражданам, имеющим удостоверения старого образца, соответствующие органы уже располагают надлежащими документами, подтверждающими участие этих граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Повторное возложение на граждан обязанности по представлению указанных документов, не признанных не соответствующими действительности, нельзя признать неправомерным.
Следовательно, пункт 4 Положения в оспариваемой части в силу части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействующим как противоречащий Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 года N 1773-р.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Зинченко Ф.С. удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного 29 февраля 2000 года Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 114, Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 66, Министерства финансов Российской Федерации N 23н, в редакции от 13 ноября 2000 года, в части, обязывающей граждан, имеющих удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового образца представлять иные документы, кроме копии ранее выданного удостоверения.
В остальной части заявление Зинченко Ф.С. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.