См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 октября 2018 г. N АКПИ18-881

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре С.В.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ассоциации конно-спортивных тотализаторов и Союза "Первая саморегулируемая организация букмекеров" о признании частично недействующими пунктов 2 и 4 Указания Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов",

установил:

Указанием Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2014 г., N 32079, и опубликованным 21 мая 2014 г. в издании "Вестник Банка России", N 45, установлены правила осуществления наличных расчетов в Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

Пунктом 2 Указания предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (далее - участники наличных расчетов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчет; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Кредитные организации вправе расходовать поступающие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации без ограничения целей расходования.

Согласно пункту 4 Указания наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

Ассоциация конно-спортивных тотализаторов и Союз "Первая саморегулируемая организация букмекеров" (далее - Организации) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных норм в той мере, в какой они не допускают организаторам азартных игр в тотализаторе и в букмекерских конторах производить выплату выигрыша из поступивших в кассу денежных средств от других участников азартных игр, ссылаясь на то, что они противоречат положениям пунктов 3, 4, 14, 15, 19, 20, 21 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ), и нарушают их право на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с действующей лицензией, поскольку затрудняют выплату выигрыша участнику азартных игр в установленный срок.

В обоснование требования административные истцы указали, что юридические лица - члены Организаций были привлечены к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с несоблюдением правил пункта 4 Указания.

Представители Организаций Д. и О. в судебном заседании поддержали административное исковое заявление и просили его удовлетворить.

Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на административный иск указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Банком России в соответствии с компетенцией, предоставленной статьями 4 и 82.3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ), и не нарушает права, свободы, законные интересы административных истцов и их членов.

В судебном заседании представители Банка России А. и С.Ю. и Минюста России К. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции.

Выслушав стороны, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 86-ФЗ статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом N 86-ФЗ и другими федеральными законами.

Конституция Российской Федерации провозглашает свободу перемещения финансовых средств на территории Российской Федерации (статьи 8, 74), не затрагивая при этом вопросов правового регулирования организации и порядка денежного обращения и не устанавливая правил расчетов.

Статья 75 Конституции Российской Федерации определяет в качестве основной функции Центрального банка Российской Федерации защиту и обеспечение устойчивости рубля.

В силу положений пунктов 2, 4 и 13 статьи 4 Федерального закона N 86-ФЗ к функциям Банка России относятся организация наличного денежного обращения, установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации, определение порядка расчетов с юридическими и физическими лицами.

Статьей 82.3 названного федерального закона Банк России уполномочен устанавливать правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Реализуя предоставленные полномочия, Банк России установил правила осуществления наличных расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (участниками наличных расчетов), а также между участниками наличных расчетов и физическими лицами.

По вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом N 86-ФЗ и другими федеральными законами, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц в форме указаний, положений и инструкций, которые вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров. Официальным опубликованием нормативного акта Банка России считается первая публикация его полного текста в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.cbr.ru). Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (статья 7 Федерального закона N 86-ФЗ).

Оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации к форме издания, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу.

Федеральный закон N 244-ФЗ определяет тотализатор как игорное заведение, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр, а также выплату выигрышей за счет суммы ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, за вычетом размера взимаемого организатором данного вида азартных игр вознаграждения (пункт 15 статьи 4).

Выигрыш представляет собой денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ).

Вопреки доводам административных истцов формулировки понятий, приведенных в статье 4 Федерального закона N 244-ФЗ, в том числе в пунктах 3, 19 - 21, не содержат указания на выплату выигрыша исключительно из наличных денежных средств, переданных в кассу тотализатора другими участниками азартных игр, которые ранее не были зачислены на банковский счет. Из содержания пункта 15 названной нормы следует, что источником формирования выигрыша в тотализаторе являются денежные средства, поступившие от участников азартных игр в качестве ставок. Федеральный закон N 244-ФЗ не устанавливает правил осуществления расчетов с участниками азартных игр.

Из буквального толкования оспариваемых норм не следует запрета на выплату выигрышей участникам азартных игр из кассы наличными деньгами.

Пунктом 4 Указания предусмотрена возможность осуществлять наличные расчеты между участниками наличных расчетов и физическими лицами по деятельности по организации и проведению азартных игр за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

Пунктом 2 Указания определен перечень целей, на которые участники наличных расчетов вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги без зачисления на свои банковские счета. В данный перечень выплата выигрышей участникам азартных игр не включена. Вместе с тем, указанное ограничение не запрещает выплачивать выигрыш участнику азартных игр из кассы наличными деньгами при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 4 Указания.

Правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 441, также устанавливают, что выдача выигрыша в виде денежных средств производится в кассе игорного заведения в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения (пункт 5).

Пункт 4 статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет лишь обязанность организатора игр выплатить лицам, которые в соответствии с условиями проведения тотализатора или иных игр признаются выигравшими, выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом.

Анализ норм нормативных правовых актов большей юридической силы указывает на то, что оспариваемые пункты Указания не содержат противоречащих им положений.

Нельзя согласиться с утверждениями административных истцов о несоответствии оспариваемых норм пунктам 3.1, 19 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ, касающимся интерактивных ставок.

Отношения, связанные с выплатой выигрышей физическим лицам - участникам азартных игр, от которых приняты интерактивные ставки, регулируются положениями пункта 25.1 статьи 4 и статьи 14.2 Федерального закона N 244-ФЗ, из которых следует, что денежные средства, в том числе электронные денежные средства, принятые центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов и переведенные организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников азартных игр, должны зачисляться на банковский счет организатора азартных игр соответствующего вида, открытый в центре учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов, учредителем (участником) которого является саморегулируемая организация организаторов азартных игр соответствующего вида, членом которой является такой организатор азартных игр, и учитываться на этом банковском счете (часть 6 статьи 14.2). Выплата выигрышей физическим лицам - участникам азартных игр, от которых приняты интерактивные ставки, осуществляется организатором азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе только с банковского счета организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе, открытого в центре учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов, путем зачисления денежных средств на их банковские счета, открытые в центре учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов (в случае осуществления функций центра учета переводов интерактивных ставок банком), либо путем увеличения остатков электронных денежных средств физических лиц - участников азартных игр (в случае осуществления функций центра учета переводов интерактивных ставок небанковской кредитной организацией) (часть 7 статьи 14.2).

Оспариваемые предписания нормативного правового акта не противоречат изложенным нормам закона.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ассоциации конно-спортивных тотализаторов и Союза "Первая саморегулируемая организация букмекеров" о признании частично недействующими пунктов 2 и 4 Указания Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА