См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2023 г. N АКПИ23-548

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.А., А.С., Б., К.Ю., П.А. о признании недействующими письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 августа 2017 г. N 28068-ЕС/05 и приложенных к нему Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством,

установил:

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России) 7 августа 2017 г. издано письмо N 28068-ЕС/05 (далее также - Письмо), в приложении к которому приведены Методические рекомендации по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством (далее - Методические рекомендации).

В Письме Минстрой России просит довести Методические рекомендации до уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для использования в работе, а также внести соответствующие изменения в региональные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, указанные в Методических рекомендациях, с целью приведения их в соответствие с федеральным законодательством.

А.А., А.С., Б., К.Ю., П.А. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Письма и приложенных к нему Методических рекомендаций, ссылаясь на то, что они обладают нормативными свойствами, вынесены для уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для использования в работе, в частности для постановки на жилищный учет граждан, установленных федеральным законодательством, рассчитаны на неоднократное применение; не зарегистрированы и не опубликованы официально в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, приняты в нарушение порядка реализации полномочий Минстроя России.

По мнению административных истцов, Минстрой России вмешивается в деятельность региональной законодательной и исполнительной власти, поскольку в Письме содержится просьба к региональным властям о внесении соответствующих изменений в региональные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, указанные в Методических рекомендациях, с целью приведения их в соответствие с федеральным законодательством.

Как указывают административные истцы, они относятся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверениями установленного образца. На основании статей 14, 17, 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I), подпункта "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее также - Правила выпуска и реализации сертификатов и Постановление N 153 соответственно), у государства перед ними имеются федеральные жилищные обязательства. В частности, пунктом 7 статьи 17 названного закона предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз. Вместе с тем из сложившейся судебной практики следует, что власти городов Москвы и Санкт-Петербурга, Московской области в своей работе по постановке на жилищный учет граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, повсеместно применяют ограничения по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации, указанные в пункте 3 Методических рекомендаций.

Административные истцы считают, что Минстроем России в форме Письма с Методическими рекомендациями фактически осуществлено нормативное правовое регулирование, оспариваемые акты опосредованно, через законодательную и правоприменительную деятельность региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, приобрели обязательный характер в отношении неопределенного круга лиц, являющихся субъектами правоотношений, регулируемых местными законами по постановке на жилищный учет. Кроме того, пункт 3 Методических рекомендаций не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила в части ограничения по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации.

Административные истцы полагают, что для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к категории которых они относятся, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, при разрешении вопроса об их постановке на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не должен учитываться срок проживания на территории субъекта Российской Федерации, ограничения по минимальному сроку проживания на соответствующей территории к ним относиться не должны.

В письменных возражениях Минстрой России и Минюст России указали, что Письмо и Методические рекомендации изданы в пределах предоставленных федеральному органу полномочий и в соответствии с действующим законодательством, не содержат нормативных предписаний, носят информационно-разъяснительный характер и направлены на единообразное применение нормативных правовых актов в сфере обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, не нарушает прав и законных интересов административных истцов.

В судебном заседании представитель административных истцов А.Д. требование поддержал.

Представитель Минстроя России П.О. не признала административный иск.

Министерство юстиции Российской Федерации в письменном отзыве заявило о рассмотрении административного искового заявления по существу без участия его представителя.

Выслушав объяснения представителя административных истцов А.Д., возражения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации П.О., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Г., проверив наличие у оспариваемого акта нормативных свойств и его соответствие действительному смыслу разъясняемых нормативных положений, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного иска, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью первой статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I гражданам Российской Федерации гарантируются установленные названным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

В силу части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие поименованного закона, относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы (пункт 11).

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 приведенного закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (пункт 2 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I).

Подпунктом "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 полномочия по их разъяснению возложены на Минстрой России.

Согласно пункту 1, подпункту 6.2 пункта 6 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности министерство имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере его деятельности.

Следовательно, Письмо и Методические рекомендации подготовлены и изданы Минстроем России в пределах своих полномочий в установленной сфере деятельности.

При данных обстоятельствах довод административного истца об отсутствии у административного ответчика полномочий на издание оспариваемых актов нельзя признать правильным.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (абзац первый). Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (абзац второй).

Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (пункт 3 поименованного постановления).

Таким образом, для установления нормативного характера правового акта имеет значение его содержание.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (пункт 2); государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).

По пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" разъяснения о применении поименованных правил дает Минюст России.

Акты рекомендательного характера (например, методические рекомендации) не должны содержать предписания нормативно-правового характера. В таких актах должны использоваться формулировки, указывающие на рекомендательный характер документа. При необходимости включения в акт рекомендательного характера нормативно-правового предписания, содержащегося в нормативном правовом акте, необходимо делать ссылку с указанием реквизитов и структурной единицы такого нормативного правового акта. Акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации (пункт 8 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 23 апреля 2020 г. N 105).

На день издания оспариваемого акта действовали Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88, согласно подпункту "д" пункта 15 которых акты рекомендательного характера не подлежали представлению на государственную регистрацию.

Письмо и Методические рекомендации, согласно их содержанию, разработаны по итогам проведенного в июле 2017 г. в Минстрое России личного приема граждан в связи с различными подходами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к вопросам постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определенных категорий граждан, а также в целях повышения социальной защищенности граждан и эффективности реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2017 г. N 1050 (в редакции, действовавшей на день издания Письма).

Методические рекомендации состоят из следующих разделов: 1. Общие положения; 2. Особенности принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий); 3. Применение ограничений по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации; 4. Особенности принятия граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на учет в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии; 5. Особенности признания участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы граждан, выехавших из зон радиационного загрязнения.

Методические рекомендации разработаны для оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, уполномоченным осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, граждан, принявших участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц, а также граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; постановку граждан на учет в качестве имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включения их в состав участников подпрограммы и ведения учета граждан - участников подпрограммы.

По своему содержанию Методические рекомендации имеют отсылочный характер к действующему законодательству.

Направление Методических рекомендаций высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), как и их размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая официальный сайт Минстроя России, само по себе не означает, что оспариваемый акт является обязательным для исполнения этими органами и их должностными лицами, не связанными с административным ответчиком отношениями ведомственной субординации.

Анализ Методических рекомендаций, включая положения, с которыми административные истцы связывают нарушение своих прав, позволяет сделать вывод, что данный акт не устанавливает каких-либо новых правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и оказывающих общерегулирующее воздействие на общественные отношения в сфере обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

Методические рекомендации, по сути, текстуально изложенные как пособие, имеют информационно-разъяснительный характер и не содержат правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

При установленных обстоятельствах Методические рекомендации не вводят нового правового регулирования, не изменяют и не прекращают действия иных нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.

Таким образом, не являясь по своей правовой природе нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, Методические рекомендации не подлежали государственной регистрации по Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, их издание не требовало официального опубликования в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763. В связи с этим доводы административного истца о нарушении процедуры принятия и опубликования данного акта являются неправильными и подлежат отклонению.

Вопреки утверждениям административных истцов Методические рекомендации не изменяют и не дополняют законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе, а воспроизведенные в его разделе 3 конкретные нормы и сопутствующая им интерпретация соответствуют действительному смыслу разъясняемых нормативных положений, не устанавливают не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила и не могут нарушать прав и законных интересов административных истцов в указанном ими аспекте.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 г. N 738-О-О, от 19 октября 2010 г. N 1333-О-О и др.).

Подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации сертификатов предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном этими правилами, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц процессных мероприятий - гражданам, указанным в подпункте "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации сертификатов, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (подпункт "б" пункта 18 Правил выпуска и реализации сертификатов).

Подпунктом "г" пункта 19 Правил выпуска и реализации сертификатов предусмотрено, что для участия в процессных мероприятиях граждане, указанные в подпункте "е" пункта 5 поименованных правил, подают заявление об участии в процессных мероприятиях с приложением выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях).

Одним из условий получения меры социальной поддержки является постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулируемая нормами жилищного законодательства. При этом Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I не регулирует порядок постановки на учет граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 упомянутого кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункт 5); определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 7); иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, названным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9).

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять порядок постановки на учет и ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе предусматривать минимальный срок проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации перед рассмотрением вопроса о принятии на учет в качестве нуждающегося.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления с целью предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам Российской Федерации, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации); реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах жилищного законодательства (определения от 4 марта 2004 г. N 80-О, от 15 июля 2010 г. N 955-О-О, от 29 мая 2014 г. N 1027-О, от 27 сентября 2018 г. N 2381-О, от 27 февраля 2020 г. N 395-О и др.).

Следовательно, для предоставления мер социальной поддержки гражданин, относящийся к определенной категории законодательством Российской Федерации о чернобыльской катастрофе, должен соответствовать условиям постановки на жилищный учет в данном субъекте Российской Федерации, если иное не предусмотрено таким федеральным законом.

Федеральным законодателем в Законе Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I каких-либо особенностей не установлено в отличие, например, от Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах", предусматривающего, что постановка вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации осуществляется независимо от срока проживания в соответствующей местности (подпункт 2 пункта 1 статьи 7).

Таким образом, Методические рекомендации в соответствии со смысловым содержанием, изложенным в разделе 3, не вступают в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации о чернобыльской катастрофе.

Методические рекомендации, вопреки утверждению административных истцов, не устанавливают не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Довод административных истцов о том, что оспариваемое письмо и Методические рекомендации приобрели нормативные свойства по факту упоминания их текста в судебных актах при рассмотрении дел с их участием, подлежит отклонению, поскольку дополнительная аргументация судом занятой им по конкретному делу правовой позиции, основанной на судебном толковании и применении непосредственно норм жилищного и иного законодательства, ссылкой на Письмо, Методические рекомендации или совпадающее воспроизведение их текста сама по себе не может свидетельствовать о наделении этих актов нормативными свойствами.

Оценка законности судебного постановления подобного содержания возможна исключительно в специальных процедурах обжалования такого акта, установленных действующим процессуальным законодательством.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 215, пунктом 2 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления А.А., А.С., Б., К.Ю., П.А. о признании недействующими письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 августа 2017 г. N 28068-ЕС/05 и приложенных к нему Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ