См. Документы Министерства обороны Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 18 августа 2005 г. N ВКПИ05-23/05
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации полковника юстиции Калиниченко Ю.А., при секретаре - капитане юстиции Старкове Д.М., с участием представителя заявителя С. - адвоката Кужелева С.В., представителей ответчика полковника юстиции Маркова Е.Л. и подполковника юстиции Котельникова А.А., старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина С. о признании незаконным и не действующим со дня принятия подп. "а" п. 2 "Инструкции по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военных образовательных учреждениях профессионального образования, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (в центрах) Министерства обороны Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 6 мая 2000 года N 230 "О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей",
установила:
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, считая, что подп. "а" п. 2 вышеназванной Инструкции противоречит действующему законодательству и, в частности, ст. 18, частям 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ, пункту 2 ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, а также Приказу Минобразования РФ от 26 ноября 2002 года N 4114, которым утверждено "Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ".
При этом С. в заявлении указал, что в Военно-медицинской академии, где он проходил военную службу, должность главного научного сотрудника введена в 2001 году, однако конкурс на ее замещение не проводился, в том числе и в связи с отсутствием в оспариваемой норме требования о замещении этой должности на конкурсной основе.
Применение данной нормы, по утверждению заявителя, существенно ограничило права офицеров на замещение такой должности на конкурсной основе, а также нарушает его права, поскольку позволила должностному лицу без проведения конкурсного отбора назначить его на должность, которой он не соответствует.
Представитель заявителя Кужелев С.В. в судебном заседании требования С. поддержал, настаивал на их полном удовлетворении и мотивировал это тем, что подп. "а" п. 2 "Инструкции по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военных образовательных учреждениях профессионального образования, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (в центрах) Министерства обороны Российской Федерации" противоречит Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Положению о порядке прохождения военной службы и Приказу Минобразования РФ от 26 ноября 2002 года N 4114.
Представители Министра обороны РФ Марков Е.Л. и Котельников А.А. возражали против удовлетворения заявленных С. требований, указав, что обжалуемый заявителем нормативный акт в оспариваемой части законодательству РФ не противоречит и прав С. не нарушает. Этот Приказ соответствует п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы и не противоречит Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Кроме того, представители ответчика пояснили, что в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие реализуют свое право на труд посредством прохождения военной службы, в том числе по контракту, а в силу п. 1 ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" назначение на воинские должности военнослужащих, за исключением высших офицеров, осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
При этом, согласно п. 3 ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную должность.
Таким образом, по мнению представителей ответчика, военнослужащим по контракту предоставлено право предложить свою кандидатуру для назначения на соответствующую должность, в том числе и на конкурсной основе.
Выслушав объяснения представителя заявителя Кужелева С.В., представителей Министра обороны РФ Маркова Е.Л. и Котельникова А.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления С. отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ приходит к следующим выводам.
Утверждение С. о том, что подп. "а" п. 2 обжалуемой им Инструкции (Приказ МО РФ 230-2000 г.) противоречит пункту 2 ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Приказу Минобразования РФ от 26 ноября 2002 года N 4114, является ошибочным. Данные нормативно-правовые акты предусматривают порядок замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ по трудовому договору, перед заключением которого требуется проведение конкурсного отбора в установленном порядке.
Как установлено в судебном заседании, пункт 4.6 раздела 4 Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, в части замещения должностей научных работников гражданским персоналом, полностью соответствует положениям указанных нормативно-правовых актов.
Таким образом, в условиях Вооруженных Сил РФ Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Приказ Минобразования РФ от 26 ноября 2002 года N 4114 исполняются.
Что касается назначения офицеров на должности научных работников высших военно-учебных заведений Министерства обороны РФ, то суд, с учетом особенностей прохождения ими военной службы, полагает, что определенные особенности такого назначения допустимы и не противоречат законодательству в области образования.
При этом отсутствие в подп. "а" п. 2 Инструкции (Приказ МО РФ 230-2000 г.) ссылки на необходимость проведения конкурсного отбора для замещения штатной должности главного научного сотрудника военнослужащим-офицером, о запрете проведения конкурса для назначения на эту и другие должности научных работников МО РФ не свидетельствует.
Помимо прямого указания о конкурсном отборе в Положении о порядке прохождения военной службы, это же вытекает из положений ст. ст. 101 и 104 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 12 марта 2003 года N 80 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации", в соответствии с которыми к научным работникам высшего военно-учебного заведения, назначение на должности которых производится на конкурсной основе, относятся офицеры, занимающие должности старших, ведущих научных, научных и младших научных сотрудников.
Таким образом, требование Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ от 26 ноября 2002 года N 4114) о конкурсном отборе при замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, независимо от ведомственной принадлежности, в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации соблюдается.
Это подтверждается фактическим проведением в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова конкурсного отбора офицеров на должности научного и младшего научного сотрудников, не указанных в подп. "а" п. 2 Инструкции (Приказ МО РФ 230-2000 г.), и назначением их на эти должности по конкурсу, то есть в соответствии с подп. "в" п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, имеющего высшую юридическую силу.
Назначение же С. на должность главного научного сотрудника ВМА им. Кирова С.М. без проведения конкурса не влияет на сделанный выше вывод, поскольку это произведено руководителем федерального органа - Министерства обороны РФ, что исключает проведение конкурса, который согласно п. 3 Приказа Минобразования РФ N 4114-2002 г. и Приказов Министра обороны РФ N 230-2000 г. и N 80-2003 г. объявляется ректором (начальником ВВУЗа).
В соответствии с п. 3 ст. 42 Закона РФ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Министру обороны Российской Федерации предоставлено право утверждать перечни воинских должностей, в том числе замещаемых на конкурсной основе, за исключением должностей, подлежащих замещению высшими офицерами.
Вследствие этого и в целях обороноспособности государства в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова введена должность главного научного сотрудника (в единственном из всех ВУЗов МО РФ), на которую Министром обороны РФ С. назначен по служебной необходимости.
В соответствии с п. 15 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы для назначения военнослужащего по служебной необходимости на равную должность его согласия не требуется. Поэтому при назначении С. на должность главного научного сотрудника (научно-исследовательского центра) Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, являвшуюся равнозначной занимаемой ранее, Министр обороны РФ за пределы предоставленных ему полномочий не вышел и порядка назначения военнослужащих на равные должности не нарушил.
Что касается утверждения заявителя о его несоответствии занимаемой должности, то этот вопрос, в силу ст. 27 ГПК РФ, Верховным Судом РФ обсуждению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в требованиях С. о взыскании с ответчика государственной пошлины в связи с обращением в суд должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 98, 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
в удовлетворении заявления С. о признании незаконным и не действующим со дня принятия подп. "а" п. 2 "Инструкции по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военных образовательных учреждениях профессионального образования, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (в центрах) Министерства обороны Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 6 мая 2000 года N 230 "О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей", а также в удовлетворении требований о возмещении расходов по оплате государственной пошлины в связи с обращением в суд - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
полковник юстиции
Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО