См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2008 г. N ГКПИ08-1343
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующим пункта 98 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 205,
установил:
пунктом 98 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила), утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 205 (в ред. от 3 марта 2008 г.), предусмотрено, что между предыдущей и последующей посылками, передачами и бандеролями выдерживается период, равный частному от деления двенадцати месяцев на общее количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденному в год (без учета полученных в порядке поощрения). При переводе осужденного из одних условий содержания в другие периодичность получения следующих посылок, передач, бандеролей исчисляется от даты получения последней на предыдущих условиях содержания.
М., отбывающий наказание в исправительном учреждении, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 98 Правил в части, устанавливающей периодичность получения посылок, передач и бандеролей, считая, что тем самым нарушается право осужденных к лишению свободы на получение в течение года посылок, передач и бандеролей в количестве, определенном статьями 90, 121, 123, 125 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В заявлении указано, что право выбора, когда в течение года получать определенное количество посылок (передач, бандеролей), принадлежит осужденному, оспариваемая норма обязывает осужденного получать посылки (передачи, бандероли) и при отсутствии нуждаемости в них, а его родственников - направлять их без учета возможных материальных затруднений в установленные периоды.
М. извещен о времени и месте разбирательства дела, своего представителя в судебное заседание не направил.
В судебном заседании представители Министерства юстиции Российской Федерации Михайлов П.Н. и Генеральной прокуратуры Российской Федерации Сотченко С.Д. заявленное требование не признали и пояснили, что Уголовно-исполнительным кодексом РФ право утверждать обязательные для осужденных режимные требования, определять порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей делегировано Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, необходимость равномерного распределения общего количества посылок, передач или бандеролей в течение всего годичного периода вытекает из принципа дифференциации условий отбывания наказания, одним из способов реализации которого является изменение количества посылок, передач и бандеролей в зависимости от условий содержания осужденного (облегченные, обычные, строгие).
Обсудив доводы заявителя и возражения представителей заинтересованных лиц, проверив оспариваемое нормативное положение на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний (статья 4); определяет режим в исправительных учреждениях, как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий, в частности, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82); делегирует полномочия утверждать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82); предоставляет Министерству юстиции Российской Федерации право определять порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей и порядок их досмотра (часть 5 статьи 90).
На основании приведенных законоположений Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 205 утверждены согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, в разделе XVI которых регламентируется порядок приема и получения осужденными посылок, передач, бандеролей. Правила зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2005 г. за N 7161, официально опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 47, 21 ноября 2005 г.
Пункт 98 Правил, устанавливающий периодичность получения числа полагающихся осужденным в течение года посылок (передач и бандеролей), не может быть признан носящим произвольный характер. Порядок получения посылок (передач и бандеролей), определенный этим пунктом, основан на нормах Уголовно-исполнительного кодекса РФ и соответствует им.
Статья 90 Уголовно-исполнительного кодекса РФ разрешает осужденным к лишению свободы мужчинам получение посылок, передач и бандеролей в количестве, установленном статьями 121, 123, 125, 127 и 131 этого Кодекса. Данные нормы дифференцируют количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденным мужчинам в течение года, в зависимости от вида режима и условий отбывания наказания (облегченные, обычные, строгие).
При этом Кодекс предусматривает перевод осужденных мужчин, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, а также из обычных условий отбывания наказания в строгие, из облегченных условий - в обычные или строгие условия отбывания наказания (статьи 115 (пункты "г" и "д" части 1), 120 (части 3, 4), 122 (части 3, 4), 124 (части 3, 4), 127 (часть 5). Осужденные, переведенные в более жесткие условия отбывания наказания, имеют право на получение меньшего числа посылок, передач и бандеролей, чем им разрешалось при отбывании наказания в более легких условиях.
Таким образом, в вышеперечисленных нормах Уголовно-исполнительного кодекса РФ проявляются закрепленные в статье 8 этого Кодекса основные принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, а именно: дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, стимулирование правопослушного поведения осужденных, соединение наказания с исправительным воздействием.
Утверждение заявителя о наличии у осужденных к лишению свободы мужчин права выбора, когда в течение года они могут получать полагающееся количество посылок, передач и бандеролей, не основано на нормах Уголовно-исполнительного кодекса РФ, не наделяющих осужденных к лишению свободы мужчин таким правом. Напротив, подобное утверждение не соответствует закрепленным в Кодексе таким основным принципам исполнительного законодательства, как дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, стимулирование правопослушного поведения осужденных, а также требованиям статей 121, 123, 125, 127 и 131 Кодекса, поскольку в указанном случае допускалась бы возможность получения осужденными, переведенными в более жесткие условия отбывания наказания, посылок (передач, бандеролей) не в соответствии с условиями отбывания наказания, а в том количестве, которое им было разрешено при отбывании наказания в более льготных условиях.
В пункте 98 Правил реализованы закрепленные в Уголовно-исполнительном кодексе РФ основные принципы уголовно-исполнительного законодательства. Установленная этим пунктом периодичность получения осужденными полагающегося им в течение года числа посылок (передач и бандеролей) позволяет дифференцировать исполнение наказания, стимулировать осужденных не допускать злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания, влекущего перевод в более жесткие условия исполнения наказания и, как следствие, уменьшение разрешенного количества посылок (передач и бандеролей). Во втором предложении этого пункта специально урегулирован порядок определения после перевода осужденного из одних условий содержания в другие периодичности получения следующих посылок, передач, бандеролей.
По своему содержанию пункт 98 Правил не увеличивает и не уменьшает количества полагающихся осужденным посылок, передач и бандеролей, а определяет порядок, предусматривающий периодичность их поступления в течение года. Обязанности осужденных получать посылки, передачи и бандероли в определенные периоды времени, а равно обязанности родственников осужденных направлять их в указанные периоды оспариваемая норма, вопреки утверждению заявителя, не содержит.
Положения пункта 98 Правил основаны на вышеназванных нормах Уголовно-исполнительного кодекса РФ и не противоречат им или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. В этой связи в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления М. о признании недействующим пункта 98 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 205, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ