См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2012 г. N АКПИ12-434

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании недействующими последнего абзаца пункта 7 Раздела 6 части XIII и подпункта 4.4 пункта 4 Раздела 3 части II Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@,

установил:

в соответствии с последним абзацем пункта 7 Раздела 6 части XIII Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, при заполнении сведений об учредителях (участниках) юридического лица необходимо принимать во внимание положения пункта 4 части II данных Методических разъяснений.

Подпунктом 4.4 пункта 4 Раздела 3 части II Методических разъяснений предусмотрено, что при представлении заявления о государственной регистрации потребительского кооператива в сведениях об учредителях указываются данные членов кооператива, входящих в состав правления.

Гражданин Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими последнего абзаца пункта 7 Раздела 6 части XIII и подпункта 4.4 пункта 4 Раздела 3 части II Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта изданы с превышением полномочий ФНС России, не соответствуют нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушают личные неимущественные права заявителя на свободу вступления в объединение.

Д. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведений о причинах неявки не представил.

Представители Федеральной налоговой службы С., Министерства юстиции Российской Федерации Ч. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий ФНС России и не нарушают права граждан на свободное вступление в объединения.

Выслушав объяснения представителей ФНС России С., Минюста России Ч., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", действующим на момент издания оспариваемого нормативного правового акта, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации.

Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, предусмотрено, что ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица.

Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2004 г., регистрационный номер 6220 и опубликован в "Российской газете" от 29 декабря 2004 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 1, 3 января 2005 г.

Последний абзац пункта 7 Раздела 6 части XIII Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, при заполнении сведений об учредителях (участниках) юридического лица отсылает к положениям пункта 4 части II данных Методических разъяснений. Приведенная норма носит бланкетный характер и не нарушает права граждан на свободное вступление в объединения.

Подпункт 4.4 пункта 4 Раздела 3 части II Методических разъяснений указывает на особенности заполнения документа при представлении заявления о государственной регистрации потребительского кооператива, где в графе "сведения об учредителях" указываются данные членов кооператива, входящих в состав правления, и соответствует Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Закону Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" определяет потребительское общество как добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Потребительское общество считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

Пайщики потребительского общества имеют право участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов. В структуру органов управления потребительского общества согласно статье 15 названного Закона входит правление потребительского общества, которое является исполнительным органом потребительского общества.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта нормам Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет учредительные документы, на основе которых действует юридическое лицо, статья 116 Гражданского кодекса Российской Федерации дает определение потребительского кооператива и устанавливает требования к уставу потребительского кооператива.

Доводы Д. о том, что без его ведома и волеизъявления его указали в сведениях, поданных в ЕГРЮЛ, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявитель вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Д. о признании недействующими последнего абзаца пункта 7 Раздела 6 части XIII и подпункта 4.4 пункта 4 Раздела 3 части II Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ