ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2007 г. N ГКПИ07-184
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., при секретаре Бараненко Е.Н., с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании недействующим пункта 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307,
установил:
согласно пункту 94 Правил в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.
Гражданин В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 94 Правил.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают его права потребителя коммунальных услуг.
Заявитель В. поддержал в судебном заседании заявленные требования и пояснил, что действующее законодательство предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, которые определяются по показаниям приборов учета. Никаких поправочных коэффициентов Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 2 марта 2007 г. N ДМ-П9-921).
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Екимова Н.А., Павлова И.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права граждан.
Выслушав объяснения заявителя В., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Екимовой Н.А., Павловой И.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 115, 01.06.2006; "Собрании законодательства Российской Федерации" N 23, 05.06.2006.
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования.
Пункт 94 Правил устанавливает порядок расчетов за газ в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации. В соответствии с этим порядком при использовании потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.
В соответствии с общим порядком расчет платы за газоснабжение определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а в пункте 94 Правил названы особенности расчета в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации.
По объяснениям представителя Правительства РФ Екимовой Н.А. в связи с физическими свойствами газа предусмотрено измерение учета количества газа как приборами с автоматической коррекцией, так и по определенной методике при отсутствии на приборах автоматической коррекции.
ГОСТ 2939-63 "Газы. Условия для определения объема" утвержден Госстандартом СССР 16 апреля 1963 г. и ставит условия для определения объема газов. Нормальные (стандартные) условия: по температуре 20 °C, давлению 760 мм рт.ст., влажности 0%.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" государственные стандарты являются нормативными документами по обеспечению единства измерений.
Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками (статья 9 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений").
Федеральным унитарным предприятием "Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии разработана и утверждена методика МИ 2721-2005 "Количество (объем) газа. Типовая методика выполнения измерений мембранными счетчиками газа без температурной компенсации".
Методика распространяется на количество (объем) газа при его измерениях при помощи мембранных (диафрагменных) счетчиков газа, не имеющих в своей конструкции корректоров по температуре и давлению.
Если потребителем используются приборы учета газа без температурной компенсации, то показания этих приборов используются в расчетах с использованием температурных коэффициентов.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 8 ноября 2006 года утвердило Инструкцию по разработке и утверждению температурных коэффициентов для счетчиков газа без корректоров.
Температурные коэффициенты применяют для приведения измеренного объема, проходящего через счетчики газа, не имеющие в своей конструкции корректоров по температуре и давлению газа, к стандартным условиям объема газа по температуре и давлению.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Жилищный кодекс Российской Федерации установил, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157).
Компетенция Правительства Российской Федерации по изданию правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), установлена также статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Пункт 94 Правил устанавливает порядок расчетов за подачу газа в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации. Оплата за принятое абонентом количество газа является одной из основных обязанностей абонента.
Установленное пунктом 94 Правил требование адресовано к неопределенному кругу потребителей, использующих приборы учета газа без температурной компенсации, что не лишает их права выбора по использованию прибора учета газа.
С учетом этого являются несостоятельными доводы заявителя о том, что оспариваемая норма Правил противоречит Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают прав граждан как потребителей, заявление В. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление В. о признании недействующим пункта 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ