ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2016 г. N АКПИ15-1466

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Я. о признании частично недействующим пункта 3 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 89 "Об объеме процессуальных полномочий руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации",

установил:

17 октября 2014 г. Председателем Следственного комитета Российской Федерации издан приказ N 89 "Об объеме процессуальных полномочий руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации" (далее - Приказ). Нормативный правовой акт официально опубликован 28 ноября 2014 г. в "Российской газете" и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 ноября 2014 г., N 34719.

Пунктом 3 Приказа определены руководители управлений Следственного комитета, которые вправе осуществлять процессуальные полномочия руководителей следственных органов по субъектам Российской Федерации. В частности, абзацем восьмым к ним отнесены руководители следственных управлений Главного следственного управления Следственного комитета (первого, второго, третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого) и управления по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных методов ведения войны Следственного комитета.

Я. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим абзаца восьмого (заявителем абзац восемь ошибочно поименован абзацем седьмым) пункта 3 Приказа в части, предусматривающей, что руководители следственных управлений Главного следственного управления Следственного комитета (первого, второго, третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого) осуществляют процессуальные полномочия руководителей следственных органов по субъектам Российской Федерации, ссылаясь на то, что он противоречит пункту 18 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункту 12 части 1 статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Административный истец считает, что оспариваемая норма предоставляет неограниченные процессуальные полномочия руководителям следственных управлений Главного следственного управления Следственного комитета (первого, второго, третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого), позволяющие принимать процессуальные решения в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, в частности о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, давать согласие на ходатайство перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, в то время как такое право законом предоставлено только руководителям следственных органов по субъектам Российской Федерации.

В обоснование своего требования административный истец указал, что он является членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Руководителем седьмого следственного управления Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации было вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбужденному по части 5 статьи 33 и части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Я. в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца - адвокат Забродин А.В. в судебном заседании поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.

Следственный комитет Российской Федерации (далее - СК России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в своих возражениях указали на то, что Приказ издан компетентным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации, оспариваемое положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Обсудив доводы административного истца, выслушав его представителя, возражения представителей СК России К.А. и Д., представителя Минюста России К.Н., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В силу статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ) Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства (часть 1). Основными задачами Следственного комитета являются: оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина; совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности (пункты 1, 2, 7 части 4).

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 13 данного закона Председатель Следственного комитета издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками Следственного комитета приказы, распоряжения, указания, утверждает положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы Следственного комитета и порядок реализации отдельных мер материального и социального обеспечения указанных лиц.

Согласно подпункту 8 пункта 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38 (далее - Положение о СК России), Председатель Следственного комитета издает нормативные правовые акты Следственного комитета, в том числе совместно с руководителями государственных органов, заключает соглашения, в том числе международные, межведомственного характера в установленной сфере деятельности.

Частью 5 статьи 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные данной статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

Таким образом, Приказ издан уполномоченным органом во исполнение предоставленных полномочий с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ закреплено, что Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета.

Из содержания пункта 1 статьи 4 данного закона и пунктов 9, 10 и 11 Положения о СК России следует, что в систему Следственного комитета входят: 1) центральный аппарат Следственного комитета; 2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; 3) межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета. В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения: 1) главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений); 2) отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений); 3) отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов). В аппаратах главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений Следственного комитета создаются подразделения: управления, отделы и отделения.

К руководителям следственных органов Следственного комитета отнесены Председатель Следственного комитета Российской Федерации, заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководители подразделений центрального аппарата Следственного комитета, их первые заместители и заместители, руководители главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и следственных отделений, их первые заместители и заместители, руководители подразделений аппаратов главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и их заместители (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ).

Отнесение руководителей следственных управлений Главного следственного управления Следственного комитета (первого, второго, третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого) к руководителям следственных органов Следственного комитета, которые вправе осуществлять процессуальные полномочия руководителей следственных органов по субъектам Российской Федерации, полностью согласуется с приведенными нормами Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ, Положения о СК России и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Исходя из принципа централизации системы СК с подчинением нижестоящих руководителей следственных органов (следственных подразделений) вышестоящим и Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председатель Следственного комитета Российской Федерации и подчиненные ему руководители следственных органов (следственных подразделений) в пределах своей компетенции и предмета ведения, установленных законодательством Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и приказами, вправе как принимать решения, обязательные для нижестоящих должностных лиц следственных органов (следственных подразделений), так и отменять принятые нижестоящими должностными лицами следственных органов (следственных подразделений) решения и прекращать производимые ими процессуальные действия, а также осуществлять любое процессуальное полномочие нижестоящего должностного лица следственного органа (следственного подразделения) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, что также отражено и в приказе Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. N 5 "Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета Российской Федерации".

Руководители следственных управлений Главного следственного управления Следственного комитета (первого, второго, третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого) являются вышестоящими по отношению к руководителям субъектов Российской Федерации и вправе осуществлять процессуальные полномочия руководителей следственных органов СК России по субъектам Российской Федерации.

Частью второй статьи 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, в том числе членов избирательных комиссий, устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации с изъятиями, предусмотренными его главой 52. Нормы данной главы самим законодателем определяются как специальные и обладающие при принятии процессуальных решений приоритетом по отношению к иным положениям уголовно-процессуального закона.

Пунктом 12 части 1 статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определен руководитель следственного органа, который вправе принимать решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - руководитель следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Глава 52 данного кодекса не содержит нормы, устанавливающей, кто вправе осуществлять полномочия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Не содержится данного положения и в главе 6 названного кодекса, определяющей участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, однако частью 5 статьи 39 этого кодекса Председателю Следственного комитета Российской Федерации предоставлено право устанавливать объем процессуальных полномочий указанных руководителей.

С учетом изложенного не может быть признан обоснованным довод административного истца о противоречии оспариваемого положения пункту 12 части 1 статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 18 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающему, что решения в отношении члена комиссии с правом решающего голоса о возбуждении в отношении его уголовного дела и привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, а также о возбуждении ходатайства перед судом об избрании ему в качестве меры пресечения заключения под стражу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Поскольку оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Я. о признании частично недействующим пункта 3 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 89 "Об объеме процессуальных полномочий руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА