См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2009 г. N ГКПИ08-2354

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Александрове В.О.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Анчугова Сергея Борисовича и Гладкова Владимира Михайловича о признании недействующим пункта 33 Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 8 июня 2005 г. N 79,

установил:

в соответствии с пунктом 33 Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний члены секции дисциплины и порядка посредством рейдов, а также бесед с лицами, допускающими нарушения установленного порядка отбывания наказания, проводят работу по:

поддержанию дисциплины и порядка среди осужденных в жилой и производственной зонах, столовой, учебных классах и местах отдыха;

формированию у осужденных уважительного отношения к человеку, общественным нормам, правилам и традициям человеческого общежития;

созданию в учреждении (отряде) здорового морально-психологического климата;

воспитанию осужденных в духе соблюдения законности;

стимулированию правопослушного поведения.

Руководитель секции дисциплины и порядка присутствует на заседании комиссии учреждения по вопросам постановки и снятия осужденных с профилактического учета.

Граждане Анчугов С.Б. и Гладков В.М. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 33 Положения. Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативного правового акта наделяют членов секции дисциплины и порядка полномочиями сотрудников исправительных учреждений и нарушают права осужденных к лишению свободы.

Анчугов С.Б. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Гладков В.М., представляющий также интересы Анчугова С.Б., поддержал в суде заявленные требования и пояснил, что пункт 33 Положения во взаимосвязи с другими пунктами данного нормативного правового акта незаконно возлагает на членов секции полномочия администрации исправительного учреждения.

Представители заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации Михайлов П.Н., Мальков Д.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что пункт 33 Положения не противоречит нормам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и не нарушает прав осужденных.

Выслушав объяснения Гладкова В.М., представителя Шухардина В.В., представителей Минюста России Михайлова П.Н., Малькова Д.Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает создание в исправительных учреждениях самодеятельных организаций осужденных. В части 3 статьи 111 УИК РФ определены основные задачи самодеятельных организаций осужденных, каковыми являются: 1) оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; 2) развитие полезной инициативы осужденных; 3) оказание позитивного влияния на исправление осужденных; 4) участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; 5) содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; 6) оказание социальной помощи осужденным и их семьям.

В соответствии с частью 5 статьи 111 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Министерство юстиции Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, реализуя свои полномочия, утвердило Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 8 июня 2005 г. N 79).

Данный нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию 22 июня 2005 г., регистрационный номер 6742, официально опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 26, 27.06.2005, "Российской газете" N 141, 01.07.2005.

Положение определяет порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Пункт 33 Положения устанавливает полномочия членов секции дисциплины и порядка и содержательную часть их деятельности. Осуществление членами секции дисциплины и порядка рейдов, а также бесед с лицами, допускающими нарушения установленного порядка отбывания наказания, не может рассматриваться как наделение их полномочиями сотрудников исправительных учреждений. Члены секции не наделены властными полномочиями, которыми обладают сотрудники администрации исправительных учреждений.

Создание секции дисциплины и порядка обусловлено требованиями УИК РФ, который одной из основных задач, стоящих перед самодеятельными организациями осужденных к лишению свободы, называет содействие администрации исправительного учреждения в поддержании дисциплины и порядка.

Согласно части 1 статьи 109 УИК РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Проведение работы с лицами, допускающими нарушения установленного порядка отбывания наказания, по поддержанию дисциплины и порядка, формированию у осужденных уважительного отношения к человеку, общественным нормам, правилам и традициям человеческого общежития; созданию в учреждении (отряде) здорового морально-психологического климата; воспитанию их в духе соблюдения законности; стимулированию правопослушного поведения соответствует основным задачам самодеятельных организаций, определенных законом, и их роли в процессе воспитательного воздействия на осужденных.

Членом самодеятельных организаций, в том числе секции дисциплины и порядка, может быть любой осужденный, желающий принимать участие в их деятельности. Оспариваемые положения нормативного правового акта не устанавливают членам секции дополнительных льгот.

Европейские пенитенциарные правила запрещают использование заключенных в качестве наемного персонала на должностях, связанных с применением мер дисциплинарного воздействия. Данное правило, однако, не является препятствием для осуществления мероприятий, в соответствии с которыми исполнение определенных функций и участие в деятельности социального, образовательного и спортивного характера доверяются, при условии контроля, заключенным, объединенным в группы для участия в программах, соответствующих режиму содержания (пункты 34.1, 34.2 Правил).

Пункт 33 Положения не наделяет членов секции дисциплины и порядка полномочиями по применению мер дисциплинарного воздействия. В качестве такового не может рассматриваться и участие руководителя секции на заседании комиссии учреждения по вопросам постановки и снятия осужденных с профилактического учета.

Вопросы оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях, предусматривающие выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение, оспариваемые положения нормативного правового акта не регулируют.

Доводы заявителей о привлечении членов секции дисциплины и порядка для выполнения иных функций не могут служить основанием для признания недействующим пункта 33 Положения, поскольку заинтересованные лица не лишены права на защиту нарушенных прав в порядке, установленном действующим законодательством.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права осужденных к лишению свободы, заявление Анчугова С.Б. и Гладкова В.М. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Анчугова Сергея Борисовича и Гладкова Владимира Михайловича о признании недействующим пункта 33 Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 8 июня 2005 г. N 79, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ