См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 января 2011 г. N ГКПИ10-1398
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре С.А.,
с участием прокурора Селяниной Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Н. об оспаривании пункта 13 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 180,
установил:
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 180, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2010 г., регистрационный N 18563, утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Порядок). Порядок определяет, в частности, форму запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - запрос), а также требования к составу сведений запроса; перечень документов, прилагаемых к запросу о предоставлении сведений, указанных в пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), и способы их представления в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальные органы, подведомственные ей государственные учреждения (пункт 1).
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что запрос о предоставлении сведений, указанных в пункте 3 статьи 7 Закона о регистрации, в том числе копии договора, иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенных в простой письменной форме (далее - сведения ограниченного доступа), представленный заявителем (его представителем), не указанным в абзаце первом пункта 15 Порядка, заверяется: подписью правообладателя - физического лица (если правообладателем является физическое лицо) либо лица, действующего от имени юридического лица без доверенности (если правообладателем является юридическое лицо); подписью законного представителя правообладателя (если правообладателем является физическое лицо); подписью физического лица или лица, действующего от имени юридического лица без доверенности, получившего доверенность от правообладателя - физического лица (если правообладателем является физическое лицо) либо лица, действующего от имени юридического лица без доверенности (если правообладателем является юридическое лицо); подписью физического лица или лица, действующего от имени юридического лица без доверенности, получившего доверенность от законного представителя правообладателя (если правообладателем является физическое лицо); подписью физического лица, являющегося залогодержателем в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге, либо лица, действующего от имени юридического лица без доверенности, если залогодержателем в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге, является юридическое лицо; подписью физического лица, имеющего право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону, либо подписью лица, действующего от имени юридического лица без доверенности, если право на наследование имущества правообладателя по завещанию имеет юридическое лицо; подписью нотариуса, если заявителем является нотариус, запрашивающий сведения о правах наследодателя на объекты недвижимого имущества; подписью арбитражного управляющего, если заявителем является арбитражный управляющий, запрашивающий сведения в отношении имущества соответствующего должника. Если запрос о предоставлении сведений ограниченного доступа представлен почтовым отправлением, подлинность подписи указанных в данном пункте лиц должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением запроса, представленного нотариусом, который заверяется подписью и оттиском личной печати нотариуса. Если запрос о предоставлении сведений ограниченного доступа представлен в электронной форме, он должен быть заверен электронной цифровой подписью указанных в этом пункте лиц.
С.Н., являющийся адвокатом, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 13 Порядка незаконным в части невключения адвоката в перечень лиц, имеющих право запрашивать сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав). В заявлении указано, что Порядок в оспариваемой части противоречит статье 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", закрепляющей право адвоката запрашивать документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций и обязанность данных органов и организаций в установленном законодательством порядке выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии. Указанное право адвоката не может быть ограничено ведомственным нормативным правовым актом, каковым является Порядок. Кроме того, нарушение Порядком прав адвоката приводит к ограничению прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированной частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации.
Представитель Министерства экономического развития Российской Федерации Б., представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. заявление С.Н. не признали, ссылаясь на то, что пункт 13 Порядка не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление С.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 7 статьи 7 Закона о регистрации орган нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав устанавливает порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, в том числе порядок направления выписок из Единого государственного реестра прав, запросов о предоставлении сведений, решений об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, уведомлений об отсутствии запрашиваемых сведений, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, указанное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Следовательно, утверждая Порядок, Министерство экономического развития Российской Федерации действовало в пределах имеющихся у него полномочий.
В силу абзацев первого и второго пункта 1 статьи 7 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Пунктом 3 названной статьи определено, что сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном федеральным законом порядке только: самим правообладателям или их законным представителям; физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя; залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге; руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией; судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями; лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону; федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов; арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества; Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства. Правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям в письменной форме выдаются копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.
Из приведенных норм видно, что Закон о регистрации устанавливает два вида сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, а именно, общедоступные сведения и сведения ограниченного доступа.
Общедоступные сведения предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, по запросам любых лиц.
В отличие от общедоступных сведения ограниченного доступа (о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным) предоставляются лишь физическим и юридическим лицам (их представителям), должностным лицам и органам, непосредственно перечисленным в Законе о регистрации, в числе которых адвокаты не названы. Следовательно, данные сведения из Единого государственного реестра прав не могут быть предоставлены по запросу адвоката, не имеющего доверенность от правообладателя или его законного представителя, в связи с чем в пункте 13 Порядка правомерно не указано, что запрос о предоставлении таких сведений может быть заверен адвокатом.
С утверждением заявителя о том, что сведения ограниченного доступа из Единого государственного реестра прав должны предоставляться по запросу адвоката на основании статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ, суд согласиться не может, поскольку, во-первых, действующая редакция пункта 3 статьи 7 Закона о регистрации принята позднее (21 декабря 2009 г.), и, во-вторых, положения Закона о регистрации, регламентирующие предоставление сведений о государственной регистрации прав, являются специальными по отношению к норме, закрепляющей право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
С.Н. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ