См. Документы Министерства обороны Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2002 г. N ВКПИ 02-50

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                            Захарова Л.М.,
    при секретаре                                 Третьякове С.В.,
    с участием военного прокурора
    отдела Главной военной прокуратуры           Расторгуева В.В.,
    представителя Правительства
    Российской Федерации
    и Министра обороны
    Российской Федерации                            Рыбакова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Тарасова В.И. о признании противоречащими пункту 7 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 1337-р, а также подпункта "б" пункта 4 в части слов "в пределах стоимости строительства жилого дома в данном регионе либо стоимости одного квадратного метра жилья в ценах на момент утверждения проекта", абзаца 4 пункта 6 в части слов "а также основанием для издания командиром воинской части приказа об оказании им безвозмездной финансовой помощи" и абзаца 2 пункта 7 в части слов "предоставляются справки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о стоимости строительства (одного квадратного метра) в избранном месте постоянного жительства квартиры или индивидуального жилого дома площадью, соответствующей социальной норме площади жилья" Инструкции о порядке оказания военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1997 года N 150,

установил:

распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 1337-р установлен предельный размер безвозмездной финансовой помощи, предоставляемой военнослужащим в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами на строительство индивидуальных жилых домов (квартир) исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (жилых помещений), определяемой ежеквартально Госстроем России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 394-р.

Заявитель в жалобе отмечает, что п. 7 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не установлено, что предоставление субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи для строительства (покупки) индивидуальных жилых домов обуславливается какими-либо иными обстоятельствами, кроме указанных в Законе:

а) признание нуждаемости в улучшении жилищных условий;

б) соблюдение социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей.

Поэтому, по мнению заявителя, распоряжение Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 1337-р устанавливает ограничение размера стоимости субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи, предоставляемой военнослужащему, не предусмотренное п. 7 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и противоречит ему. Названным положениям Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" по этим же основаниям, по мнению Тарасова, противоречат и ряд пунктов Инструкции о порядке оказания военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 года N 150.

В частности, как он считает, в подпункте "б" пункта 4 Инструкции необоснованно ограничивается размер безвозмездной финансовой помощи военнослужащему, осуществляющему строительство индивидуального жилого дома, - "исходя из утвержденной в установленном порядке сметной стоимости строительства дома (без надворных построек) в пределах стоимости строительства жилого дома в данном регионе либо стоимости одного квадратного метра жилья в ценах на момент утверждения проекта". Абзац 2 пункта 7 Инструкции, также в нарушение требований закона, устанавливает в случае строительства дома военнослужащим не по месту прохождения военной службы получение им справки органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации о стоимости строительства (одного квадратного метра) квартиры или индивидуального жилого дома.

Абзац 4 пункта 6 Инструкции, по мнению Тарасова, также ограничивает права военнослужащих тем, что для получения этой ссуды командир части должен издать приказ лишь после получения выписок из утвержденных Министром обороны или командующим войсками округа соответствующих списков.

Это Тарасов считает дополнительным ограничением права военнослужащего на получение субсидии для строительства индивидуального жилого дома, которая, по его мнению, должна быть предоставлена военнослужащему лишь исходя из двух условий, установленных в п. 7 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Поэтому Тарасов просит признать указанные им в жалобе нормы, содержащиеся в распоряжении Правительства Российской Федерации и Приказе Министра обороны Российской Федерации, не соответствующими пункту 7 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Тарасов В.И. в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом был извещен. Заслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации, возражавшего против требований заявителя, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора, полагавшего жалобу Тарасова оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. В этой же статье предусмотрены различные способы обеспечения военнослужащих жильем. При этом выбор способа обеспечения жилым помещением принадлежит военнослужащему, и он может принять решение о реализации своего права на жилище, в том числе и путем строительства (покупки) индивидуального жилого дома, для чего вправе, при наличии оснований, определенных законом, получить субсидию в виде безвозмездной финансовой помощи.

Компенсации (субсидии), как установлено статьей 1 Закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. N 4218-1, - это средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи, в том числе для строительства жилья и его покупки. Граждане вправе получить в установленном порядке компенсации (субсидии) от органов государственной власти и управления для реализации права на жилище. Условия получения компенсаций (субсидий) регулируются Правительством Российской Федерации и Банком России (статья 25).

В статье 2 этого Закона закреплено, что государство обязалось обеспечивать граждан жильем путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Военнослужащие, в соответствии с действующим законодательством, вправе, в частности, получить жилые помещения в домах государственного или муниципального жилого фонда по договору найма, что безусловно гарантировано государством. Наряду с этим в той же статье установлено, что государство обязалось оказывать помощь гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, использовать систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства жилья. При этом граждане, как закреплено в статье 19 этого Закона, имеют право на приобретение жилья в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости путем жилищного строительства. Таким образом, военнослужащие, осуществляющие строительство индивидуальных жилых домов, имеют право лишь на получение субсидий, а не на полное возмещение стоимости строительства дома.

Из этих норм следует, что предоставляемые субсидии являются лишь способом оказания помощи гражданам в покупке и строительстве жилья со стороны государства. Законодательными актами в области жилищного строительства не предусмотрена обязанность государства по полной оплате рыночной стоимости строительства индивидуального жилого дома гражданами.

Правительство Российской Федерации в соответствии с п. "ж", ч. 1, ст. 114 и ч. 1 ст. 115 Конституции Российской Федерации осуществляет полномочия, возложенные на него, в том числе, федеральными законами. На их основании и во исполнение Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Аналогичные обязанности Правительства Российской Федерации закреплены и в ст. ст. 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Поэтому в соответствии с этими полномочиями Правительство Российской Федерации не только вправе, но федеральным законом на него возложена обязанность по установлению условий получения компенсаций (субсидий), что предусматривает необходимость определения, в том числе, размера, способа и механизма расчета.

Градостроительный кодекс РФ установил (ч. 4 ст. 61 и ст. 68), что финансирование градостроительной деятельности осуществляется за счет застройщика, т.е. в данном случае - военнослужащего, как и разработка, финансирование, утверждение и определение порядка использования проектной документации.

Исходя из содержания этих норм, следует прийти к выводу, что право граждан на приобретение жилья в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости путем жилищного строительства оспариваемыми нормами не ограничивается. Однако установленная государством возможность предоставления субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи военнослужащим не может быть осуществлена государством без учета нормы жилой площади, а также без учета стоимости строительства жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, которые государство гарантирует предоставить военнослужащим на условиях договора найма. Осуществление строительства жилого дома военнослужащим возможно не только с учетом тех финансовых средств, которые государство обязуется ему выделить. Военнослужащий вправе в соответствии со ст. 2 Закона "Об основах федеральной жилищной политики" строить индивидуальный дом за собственные средства без каких-либо ограничений, помимо тех, которые установлены ст. 61 Градостроительного кодекса РФ, т.е. на основе проектной документации и в соответствии со строительными нормами и правилами.

При этом, поскольку государство предусмотрело такую возможность для военнослужащих как субсидия в виде безвозмездной финансовой помощи, оно вправе устанавливать ее размер и способ расчета.

Министр обороны РФ своим Приказом от 21 апреля 1997 г. N 150, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 604 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы" (которое в этой части Верховным Судом Российской Федерации признано соответствующим закону), утверждая оспариваемую заявителем Инструкцию, также действовал в соответствии с возложенными на него полномочиями. В частности, пунктом 10 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" на Министерство обороны РФ возложена обязанность по обеспечению социальной защиты военнослужащих и членов их семей. В случае выделения субсидии без ограничения ее размера применительно к стоимости одного кв. метра жилья в домах государственного и муниципального жилого фонда это может привести к нарушению прав других военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по их обеспечению жилыми помещениями, поэтому содержащиеся в Инструкции нормы также не нарушают прав военнослужащих и не противоречат п. 7 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Таким образом, Правительство Российской Федерации, принимая распоряжение, регулирующее соответствующие условия получения компенсаций (субсидий), действовало в соответствии с имевшимися у него полномочиями, как и Министр обороны Российской Федерации, утверждая Инструкцию, не превысил полномочий, и не допустили нарушений п. 7 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

В удовлетворении жалобы Тарасова Владимира Ивановича о признании незаконным распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 1337-р, подпункта "б" пункта 4 в части слов "в пределах стоимости строительства жилого дома в данном регионе либо стоимости одного квадратного метра жилья в ценах на момент утверждения проекта", абзаца 4 пункта 6 в части слов "а также основанием для издания командиром воинской части приказа об оказании им безвозмездной финансовой помощи" и абзаца 2 пункта 7 в части слов "предоставляются справки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о стоимости строительства (одного квадратного метра) в избранном месте постоянного жительства квартиры или индивидуального жилого дома площадью, соответствующей социальной норме площади жилья" Инструкции о порядке оказания военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1997 года N 150, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Л.М.ЗАХАРОВ