См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1377

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Г.Е.Ю.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании частично недействующим пункта 10.2 Положения о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России от 15 сентября 1997 г. N 159, введенного в действие Приказом Центрального банка Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 02-395,

установил:

Приказом Центрального банка Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 02-395 введено в действие Положение о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России от 15 сентября 1997 г. N 519 (приложение к Приказу) (далее - Положение). Приказ опубликован в издании "Экономика и жизнь", N 42, 1997 г.

Положение согласно его пункту 10.2 распространяет свое действие на нормативные акты Банка России, имеющие юридическую силу только для системы Банка России и служащих системы Банка России (локальные нормативные акты Банка России), за исключением главы 6 (кроме пункта 6.7) и главы 7. Локальные нормативные акты Банка России публикуются в "Вестнике Банка России", а также в других изданиях в соответствии с решениями Совета директоров и (или) Председателя Банка России.

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 10.2 Положения в части, исключающей распространение действия главы 6 (Вступление нормативных актов Банка России в силу) и главы 7 (Государственная регистрация нормативных актов Банка России, непосредственно затрагивающих права, свободы или обязанности граждан) на локальные нормативные акты Банка России, а также допускающей возможность опубликования таких актов в других изданиях в соответствии с решениями Совета директоров и (или) Председателя Банка России.

По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статье 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон), согласно которой нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и официально опубликованы в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России".

В обоснование заявленных требований указал, что пункт 10.2 Положения в оспариваемой части позволяет Банку России, как работодателю, не регистрировать и не опубликовывать в установленном порядке локальные нормативные акты Банка России, содержащие нормы трудового права, что нарушает его конституционные права, свободы и законные интересы.

В судебное заседание В. явился, поддержал заявленные требования.

Представители Банка России Г.Е.Е. и Б. требования В. не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив, что нормативный правовой акт принят Центральным банком Российской Федерации в пределах имеющихся полномочий, оспариваемое положение не нарушает его прав и законных интересов и не противоречит статье 7 Федерального закона, которая не регулирует порядок подготовки и вступления в силу локальных нормативных актов Банка России, предоставив Банку России полномочия устанавливать такие нормы самостоятельно.

Выслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления В. отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положение принято Банком России в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России") (в ред. от 28.04.1997) (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ), которая устанавливала, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Действующим в настоящее время Федеральным законом предусмотрено, что правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно (часть 2 статьи 7).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (часть 1); нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров (часть 3); нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (часть 4); не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России (часть 5).

Согласно пункту 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, подпунктом "а" пункта 12 которых установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, затрагивающие: гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации; механизм реализации прав, свобод и обязанностей.

Оспариваемое Положение, как указано в его преамбуле, устанавливает порядок подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России, принимаемых им в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами, а также представления их на государственную регистрацию в случаях, определенных федеральными законами.

Действие Положения распространено на локальные нормативные акты Банка России, имеющие юридическую силу только для системы Банка России и служащих системы Банка России, за исключением главы 6 (кроме пункта 6.7) и главы 7 (пункт 10.2), регулирующих порядок вступления нормативных актов Банка России в силу и порядок государственной регистрации нормативных актов Банка России, непосредственно затрагивающих права, свободы или обязанности граждан, соответственно. Для локальных нормативных актов установлен иной порядок опубликования - в "Вестнике Банка России", а также в других изданиях в соответствии с решениями Совета директоров и (или) Председателя Банка России.

Довод заявителя о противоречии оспариваемого положения статье 7 Федерального закона, предусматривающей обязательную государственную регистрацию нормативных актов Банка России, нельзя признать обоснованным. В отличие от нормативных актов, подлежащих в соответствии со статьей 7 Федерального закона обязательной государственной регистрации, которые являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, локальные нормативные акты Банка России имеют юридическую силу только для системы Банка России и служащих системы Банка России.

Между тем нормативные акты Банка России, устанавливающие порядок обеспечения функционирования системы Банка России, не подлежат государственной регистрации (часть 5 статьи 7 Федерального закона).

Согласно статье 88 Федерального закона условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (статьи 8, 22), которые вступают в силу со дня их принятия работодателем либо со дня, указанного в этих локальных нормативных актах, и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (статья 12).

Таким образом, закон не требует государственной регистрации и обязательного опубликования локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Из приведенных положений следует, что Банк России (Совет директоров и (или) Председатель Банка России), как работодатель, вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, и, следовательно, определять, в каком из печатных изданий эти нормативные акты подлежит опубликованию.

Таким образом, опубликование локальных нормативных актов не в Вестнике Банка России, а в другом издании не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав служащих банка, поскольку в соответствии со статьями 22, 68 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при приеме на работу (до подписания трудового договора) обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором, а также с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Не имеет правового значения ссылка заявителя на статью 73 Федерального закона, поскольку данная правовая норма не регулирует порядок опубликования локальных нормативных актов Банка России.

Учитывая, что оспариваемый Приказ издан в пределах предоставленных Банку России полномочий, пункт 10.2 Положения не противоречит федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление В. о признании частично недействующим пункта 10.2 Положения о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России от 15 сентября 1997 г. N 159, введенного в действие Приказом Центрального банка Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 02-395, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА