ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2008 г. N ГКПИ08-1359
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Атласова Юрия Кононовича об оспаривании пункта 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н,
установил:
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:
командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;
справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;
трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;
табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;
справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);
задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;
военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);
выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;
выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
Атласов Ю.К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просил признать абзац 2 пункта 6 Порядка не соответствующим пункту 3 части первой статьи 13 и части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части, касающейся военнослужащих.
В заявлении указано, что Атласов Ю.К., являясь офицером Балхашского городского военного комиссариата, в октябре 1987 г. был направлен для сопровождения военнообязанных, призванных на специальные сборы для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, в распоряжение командира войсковой части 74161, дислоцировавшейся в зоне усиленного радиоэкологического контроля. Прибыв к месту назначения, он по распоряжению командира части доставил военнообязанных к месту работ вблизи Чернобыльской АЭС. В 1991 г. на основании записей в командировочном удостоверении о пребывании в войсковой части 74161 ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Оспариваемое предписание Порядка, относящее к документам, подтверждающим участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения, нарушает его право на замену удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Это нарушение проявляется в том, что в командировочных удостоверениях военнослужащих, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, ставились отметки о пребывании в определенных войсковых частях, а не в населенных пунктах, в результате чего он не может получить удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС нового образца.
В судебном заседании Атласов Ю.К. поддержал заявленное требование и просил о его удовлетворении.
Представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Синецкий В.И., Подлесская Т.И. и Семеникина М.В., Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Демидов В.П. и Германова А.Л., Министерства финансов Российской Федерации Рябов А.В., Министерства юстиции Российской Федерации Михалевич В.И. требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание Порядка законодательству Российской Федерации не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит, что заявление Атласова Ю.К. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся, в частности, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986 - 1987 годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Согласно частям четвертой и пятой статьи 15 Закона указанным гражданам выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Такими органами подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" назначены Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Следовательно, утверждая оспариваемый Порядок и закрепляя в нем перечень документов, подтверждающих выполнение гражданами работ в зоне отчуждения, на основании которых оформляются и выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные федеральные органы исполнительной власти действовали в пределах предоставленных им полномочий.
При этом в оспариваемом предписании Порядка правомерно установлено, что командировочное удостоверение граждан должно содержать отметки о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения, поскольку это соответствует положениям пункта 3 части первой статьи 13 Закона о том, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся лица (включая военнослужащих), выполнявшие в 1986 - 1987 годах работы, связанные с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы именно в пределах зоны отчуждения.
Не свидетельствует о незаконности абзаца 2 пункта 6 Порядка и то обстоятельство, что в командировочных удостоверениях военнослужащих, привлеченных в названный период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, могла содержаться отметка о пребывании не в населенных пунктах (пункте), а в войсковых частях, поскольку по смыслу оспариваемого предписания при дислокации этих частей в зоне отчуждения данные командировочные удостоверения также являются документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, что признавалось представителями заинтересованных лиц в судебном заседании.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Атласову Юрию Кононовичу в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ