ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 17 января 2006 г. N ГКПИ05-1541
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., при секретаре Михеевой Е.Ю., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании частично недействующим пункта 1 Инструкции о порядке назначения пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, утвержденной Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 16 декабря 1993 г. N 1-49-у,
установил:
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании пункта 1 Инструкции о порядке назначения пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, утвержденной Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 16 декабря 1993 г. N 1-49-у (далее - Инструкция), в части слов "... до 30 июня 1995 года, т.е. до истечения депутатских полномочий".
В заявлении указано, что пункт 1 Инструкции в оспариваемой части противоречит подпункту "з" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов", который такого ограничения, как приобретение народными депутатами Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов права на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях) до 30 июня 1995 г., т.е. до истечения депутатских полномочий, не содержит.
В судебном заседании Д. поддержал доводы заявления и просил суд о его удовлетворении, ссылаясь на то, что названный Указ предоставляет право всем народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов право досрочного выхода на пенсию по старости при достижении возраста 58 лет независимо от времени достижения данного возраста. Поскольку указанного возраста он достиг 16 января 1999 года, то с этого времени он имеет право на пенсию в размере не ниже 75 процентов заработной платы члена комитета Верховного Совета Российской Федерации на момент прекращения депутатских полномочий. Однако реализации права на пенсию препятствует оспариваемое предписание Инструкции.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Черкасов А.А., Васильева Т.Ю., Черкасова М.С. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Чижикова Т.Ю. требование заявителя не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание Инструкции не противоречит законодательству Российской Федерации.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей требование заявителя оставить без удовлетворения, суд находит заявление Д. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Преамбулой оспариваемой Инструкции предусмотрено, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 г. N 1435 "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов" (далее - Указ) бывшим народным депутатам Российской Федерации предоставляются социальные гарантии в области пенсионного обеспечения (подпункт "з" пункта 1).
В силу пункта 1 Инструкции такие гарантии предоставляются в соответствии с Указом тем народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, которые приобрели право на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях) до 30 июня 1995 года, т.е. до истечения депутатских полномочий.
Пенсия по старости, в том числе и на льготных условиях, может быть назначена досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию.
С доводами заявителя о противоречии оспариваемого предписания Инструкции подпункту "з" пункта 1 Указа суд согласиться не может.
В соответствии с названным подпунктом пункта 1 Указа народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, имеющим стаж работы, дающий право на полную пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), с их согласия пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за 2 года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию. При этом размер пенсии не может быть ниже 75 процентов заработной платы члена комитета Верховного Совета Российской Федерации на момент прекращения депутатских полномочий (21 сентября 1993 г.). Указанная пенсия подлежит периодическому пересмотру, исходя из увеличения заработной платы депутатов Федерального Собрания Российской Федерации.
Выплата государственных пенсий вышеперечисленным лицам производится за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как видно из приведенной нормы, в тексте подпункта "з" пункта 1 Указа слова "... до 30 июня 1995 года, т.е. до истечения депутатских полномочий" отсутствуют.
Однако при анализе данного предписания в совокупности с другими положениями Указа, а также нормами Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 следует прийти к выводу о том, что подпункт "з" пункта 1 Указа не может толковаться как позволяющий назначать досрочно пенсию народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов вне зависимости от момента приобретения ими права на пенсию.
Так, исходя из преамбулы Указа, он принят с целью обеспечения государственных гарантий социальной защиты народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации".
Названным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 полномочия народных депутатов Российской Федерации были прекращены досрочно.
При этом срок полномочий народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов в соответствии с действовавшим в тот период законодательством составлял 5 лет и должен был окончиться в день выборов народных депутатов нового созыва (кроме случаев, установленных законом).
Из содержания подпунктов "а" - "ж" пункта 1 Указа следует, что предоставление предусмотренных ими социальных гарантий носит либо единовременный, либо ограниченный определенными событием или датой характер.
Закрепленные гарантии по получению единовременного денежного пособия (подпункты "б", "в"), по трудоустройству (подпункт "г"), по сохранению служебной жилой площади (подпункт "д"), по бесплатному проезду и провозу имущества (подпункт "е") носят единовременный характер.
Предоставление же гарантий по личной неприкосновенности (подпункт "а"), по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению (подпункт "ж") ограничено определенными событием и датой, а именно: в первом случае - до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации, а во втором - до 30 июня 1995 г.
Ни одна из названных норм Указа не предусматривает предоставление народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов каких-либо гарантий, право на получение которых не находится в непосредственной временной связи с досрочным прекращением их полномочий 21 сентября 1993 г.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что подпункт "з" пункта 1 Указа в части права на досрочную пенсию распространяется только на тех народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, которые приобрели право на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях) до истечения их депутатских полномочий, но не ранее чем за 2 года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию.
Таким образом, в оспариваемом предписании Инструкции правомерно закреплено, что социальные гарантии в области пенсионного обеспечения предоставляются в соответствии с Указом тем народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, которые приобрели право на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях) до 30 июня 1995 года, т.е. до истечения депутатских полномочий. При этом указанная дата объективно определяется не только пятилетним сроком, на который народные депутаты были избраны в 1990 году, но и подпунктом "ж" пункта 1 Указа, предусмотревшим в качестве даты окончания периода предоставления одной из социальных гарантий именно 30 июня 1995 года.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Д. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ