ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2009 г. N ГКПИ09-1095
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З. о признании недействующим в части абзаца пятого подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее по тексту - Правила) в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Постановление официально опубликовано в "Собрании законодательства РФ", 27 марта 2006 г., N 13, статья 1405.
Подпунктом "г" пункта 5 Правил установлено, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах Российской Федерации до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков.
З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим и не подлежащим применению с момента принятия абзац пятый подпункта "г" пункта 5 Правил в той мере, в какой он исключает участие в Подпрограмме граждан, не проживающих на момент обращения в закрытых военных городках.
В обоснование заявленных требований указал, что он проходил службу и проживал с семьей в закрытом военном городке "Чита - 46", 16 декабря 1997 г. уволен с военной службы в связи с истечением срока службы (пункт 1 статьи 48 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), убыл для постоянного места жительства в г. Пятигорск, где был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
Заявитель полагает, что оспариваемое им положение нормативного правового акта противоречит пункту 2 статьи 15 Федерального закона 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) и нарушает его право на получение государственного жилищного сертификата.
В судебное заседание заявитель не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 18 августа 2009 г. N СС-П9-4742).
Представитель Правительства Российской Федерации А. требования З. не признала и просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что нормативный правовой акт принят Правительством Российской Федерации в пределах имеющихся полномочий, действующему законодательству не противоречит, оспариваемое положение на заявителя не распространяется и не нарушает его прав и законных интересов.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления З. отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона для военнослужащих данным Законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно статье 15 Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1); обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абзац второй пункта 2).
Из приведенных норм следует, что выдача государственных жилищных сертификатов является дополнительной формой обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу статьи 115 Конституции Российской Федерации, статей 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
Порядок выдачи государственного жилищного сертификата согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
По поручению Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. N Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 г. принято Постановление N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", которым утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты". Указом Президента Российской Федерации от 28 января 1998 г. N 102 "О президентской программе "Государственные жилищные сертификаты" Программе придан статус президентской.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В настоящее время реализуется Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865.
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы" Постановлением от 21 марта 2006 г. N 153 утвердило оспариваемые Правила.
Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (пункт 1), категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в подпрограмме (пункт 5).
Подпунктом "г" пункта 5 Правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г., в том числе граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах Российской Федерации до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков (абзац пятый).
В рамках предоставленных законом полномочий Правительство Российской Федерации вправе установить порядок обеспечения жилой площадью отдельных категорий граждан из числа тех, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе граждан, проживающих в военных городках, утративших статус закрытых военных городков.
Аналогичное положение содержится в Постановлениях Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (утратил силу с 1 января 2006 г.), от 20 ноября 2003 г. N 700, от 31 декабря 2005 г. N 865.
Довод заявителя о том, что оспариваемое им положение в части, предусматривающей право на участие в подпрограмме лиц, проживающих в военных городках, противоречит пункту 2 статьи 15 Федерального закона, нельзя признать обоснованным, поскольку данная норма Закона не устанавливает право всех военнослужащих, уволенных с военной службы, на получение государственных жилищных сертификатов, а лишь определяет источники и формы обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Также не может быть признан обоснованным довод заявителя о нарушении оспариваемой нормой его конституционного права на жилище, поскольку обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется не только путем выдачи государственных жилищных сертификатов, но и в соответствии с жилищным законодательством. Как видно из материалов дела, З. состоит на учете нуждающихся в получении жилых помещений по списку офицеров, уволенных в запас. Проверка же законности и обоснованности отказа З. в выдаче жилищного сертификата, с которым, как следует из содержания заявления, он выражает несогласие, к полномочиям суда, рассматривающего заявление в порядке абстрактного нормоконтроля, не относится.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление З. о признании недействующим в части абзаца пятого подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА