ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2014 г. N АКПИ14-307

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующими пунктов 5.2.1, 5.2.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, которое действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 334 (далее - Положение). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 32, 9 августа 2004 г., "Российской газете" 10 августа 2004 г.

В соответствии с пунктами 5.2.1, 5.2.2 Положения Минтранс России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов.

Гражданин П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 5.2.1, 5.2.2 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 1 статьи 102, пункту 3 статьи 106, пункту 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 1, статье 39.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", нормам международного права и нарушает права пассажиров.

Как указывает заявитель, перевозчик ОАО "Аэрофлот" аннулировал ему билеты и отказал в возврате провозной платы. Свои действия перевозчик обосновал положениями федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, а также положениями "Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155.

Заявитель П. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству транспорта Российской Федерации (поручение от 24 марта 2014 г. N АД-П9-1921).

Представители Правительства Российской Федерации Г., З., С.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав пассажиров.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Г., З., С.Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, осуществляя свои полномочия по руководству работой федеральных министерств, утверждает положения о федеральных министерствах (статья 12).

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным министерством, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти").

Следовательно, оспариваемое Положение издано Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, делегированных ему федеральным конституционным законом.

В соответствии со статьей 24 Воздушного кодекса Российской Федерации государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации. В силу статьи 6 Воздушного кодекса Российской Федерации под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.

Предусмотренные пунктом 5.2.1 Положения полномочия Минтранса России о принятии правил перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа соответствуют воздушному законодательству Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" следует, что гражданская авиация является одним из видов авиации.

Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации (статья 21 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (статья 784).

Воздушный кодекс Российской Федерации в статье 102 устанавливает, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила согласно статье 2 Воздушного кодекса Российской Федерации являются нормативными актами, регулирующими отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации. Они принимаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" являются несостоятельными. Названный Закон, определяя полномочия Правительства Российской Федерации по установлению правил оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям (статья 39.1), не исключает издание правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение Воздушного кодекса Российской Федерации.

То обстоятельство, что Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.), не содержит упоминания о необходимости издания акта уполномоченным органом в области гражданской авиации, не свидетельствует о незаконности оспариваемых положений нормативного правового акта. Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Предусмотренные пунктом 5.2.2 Положения полномочия Минтранса России по утверждению правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правил продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов соответствуют пункту 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Договор перевозки является возмездным, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (статья 790 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2011 г. N 51-ФЗ) перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Правительство Российской Федерации, осуществляя правовое регулирование в сфере определения тарифов на услуги в области гражданской авиации, самостоятельно определяет содержание принимаемого нормативного правового акта, наделяя Минтранс России полномочиями на издание как правил формирования тарифов на услуги в области гражданской авиации, так и сборов за данные услуги.

Иные доводы заявителя о незаконности пунктов 5.2.1 и 5.2.2 Положения касаются издания Минтрансом России Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, а также его обращений в Правительство Российской Федерации, разъяснения Роспотребнадзора, и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку по делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет их на предмет соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление П. о признании недействующими пунктов 5.2.1, 5.2.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ