См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2012 г. N АКПИ12-592

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. и К. о признании недействующим пункта 5 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 383,

установил:

в соответствии с пунктом 5 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы подозреваемых, обвиняемых или осужденных, поступающие в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема, в письменной форме, а также в форме электронного сообщения (для осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы).

Граждане Б. и К. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 5 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Как указывают заявители, они отбывают наказание в виде лишения свободы. На территории исправительного учреждения администрацией в рамках программы по внедрению в колонии информационных автоматизированных систем установлен информационный терминал, который позволяет осужденным получать и направлять письма через администрацию-цензора посредством электронной почты. Через информационный терминал осужденные осуществляют личную переписку с родственниками и знакомыми путем направления электронных писем. Однако переписка с государственными органами, прокуратурой, судом посредством направления осужденными электронных писем через информационный терминал запрещена администрацией колонии. Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", нормам международного права, являются дискриминационными и нарушают права лиц, содержащихся под стражей.

Б. и К. извещены о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Представители Министерства юстиции Российской Федерации Ц., С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта регламентируют рассмотрение предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, соответствуют требованиям действующего законодательства и не ограничивают право граждан, осужденных к лишению свободы, на обращение в государственные органы.

Выслушав объяснения представителей Минюста России Ц., С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 383 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей (далее - Административный регламент).

Данный нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию в Минюсте России 17 января 2007 г., имеет регистрационный номер 8761, опубликован в "Российской газете" от 25 января 2007 г.

Административный регламент устанавливает порядок рассмотрения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых или осужденных и не регламентирует вопросы обращения в иные государственные органы, прокуратуру, суд.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 УИК РФ).

Осужденные в соответствии с частью 4 статьи 12 УИК РФ имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Наказание как мера государственного принуждения согласно Уголовному кодексу Российской Федерации применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных данным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (статья 43).

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный режим, установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами, порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Переписка осужденных к лишению свободы регламентирована статьей 91 УИК РФ. В соответствии с данной нормой получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским Судом по правам человека цензуре не подлежит.

Согласно части 2 статьи 15 УИК РФ предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет электронное сообщение как информацию, переданную или полученную пользователем информационно-телекоммуникационной сети. Информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (статья 2).

Заявители ошибочно рассматривают электронный документ как вид письменного обращения. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", регулируя правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан, поступивших в том числе в форме электронного документа. Обращение гражданина согласно названному Федеральному закону может быть направлено в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, а также сделано устно. Таким образом, законодатель определяет электронное предложение, заявление или жалобу как самостоятельную форму обращения.

Ни Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не рассматривают осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, как пользователей информационно-телекоммуникационными сетями, через которые осуществляется передача электронного сообщения.

Доводы заявителей о несоответствии пункта 5 Административного регламента нормам международного права являются несостоятельными. Оспариваемые положения нормативного правового акта не лишают осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на свободу выражения мнения и не могут рассматриваться как дискриминационные, поскольку не лишают названные категории граждан права на обращение как в государственные органы Российской Федерации, так и к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, и в Европейский Суд по правам человека.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б. и К. о признании недействующим пункта 5 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 383, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ