См. Документы Федеральной антимонопольной службы
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2018 г. N АКПИ18-67
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Б.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Крымтеплоэлектроцентраль" о признании недействующим пункта 8 цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей на 2018 год, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 30 ноября 2017 г. N 1615/17,
установил:
приказом Федеральной антимонопольной службы от 30 ноября 2017 г. N 1615/17 (далее - Приказ), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2017 г., N 49429, и опубликованным 26 декабря 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утверждены цены на 2018 год на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей в соответствии с приложением N 1 к Приказу (далее - Цены).
Пунктом 8 приложения N 1 установлены Цены для акционерного общества "Крымтеплоэлектроцентраль" (далее - АО "КРЫМТЭЦ", Общество).
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8 Цен, ссылаясь на то, что Цены установлены без учета положений абзаца одиннадцатого пункта 125 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 (далее - Правила оптового рынка), в силу которого цена на мощность генерирующих объектов, указанных в перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 2789-р (далее - Перечень), включающем Общество, поставляемую в вынужденном режиме с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2020 г., определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов исходя из экономически обоснованных затрат с учетом прогнозной прибыли от продажи электрической энергии, вырабатываемой с использованием соответствующего объекта; используемый при расчете тарифа Порядок определения цен на мощность и электрическую энергию, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность и электрическую энергию в вынужденном режиме, утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 13 октября 2010 г. N 484-э (далее - Порядок определения цен), не применим при определении типовых прочих расходов для станций, производящих мощность в вынужденном режиме, находящихся на территории Крыма; установленные Приказом цены на мощность не учитывают все расходы, требуемые для определения необходимой валовой выручки на экономически обоснованном уровне, поскольку часть расходов принимается как типовые затраты, сформированные в 2010 году на базе станций, получивших статус вынужденной генерации в 2010 году без учета особенностей технологического состояния электростанций Крыма. По мнению административного истца, для ведения деятельности Общества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации на электростанциях Крыма необходимы такие экономически обоснованные расходы, как расходы на техническое обслуживание автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), членские взносы в Совет рынка, техническое обслуживание и испытание комплексного оборудования, метрологические, аудиторские услуги, услуги банка, расходы на покупку электрической энергии на период полного останова станций, обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности и капитальных вложений из прибыли в соответствии с Инвестиционной программой Общества, утвержденной приказом Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 27 ноября 2017 г. N 507/1, которые не включены в расчет при установлении Цен.
Административный истец считает, что Приказ в оспариваемой части противоречит Правилам оптового рынка и пункту 45 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), а установленные им цены на мощность для Общества приведут к значительному снижению в 2018 году его выручки, что сделает невозможным выполнение мероприятий, необходимых для осуществления деятельности Общества, и это может вызвать остановку станций и дефицит электроэнергии в Республике Крым.
В судебном заседании представители Общества Ч. и М. поддержали заявленное требование и просили его удовлетворить.
В письменных возражениях Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) указала на то, что Приказ принят компетентным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при установлении тарифов использован метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменном отзыве указало, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом, прошел государственную регистрацию в Минюсте России, опубликован в установленном порядке, не противоречит актам большей юридической силы.
В судебном заседании представители ФАС России А., Б.Д., Г. и представитель Минюста России К. просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав объяснения сторон, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и (или) их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни и надбавки к таким ценам (тарифам) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов, которым согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, является ФАС России, осуществляющая полномочия по определению цен (тарифов) и контролю в установленной сфере деятельности (подпункты 5.3, 5.3.21.6).
Следовательно, Приказ издан компетентным органом с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования.
В силу положений пунктов 1 и 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в электроэнергетике, выбор и применение его методов осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Генерирующее оборудование электростанций Общества отнесено к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме.
Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), в подпункте 2 пункта 9 определено, что дело об установлении цены (тарифа) не открывается для установления регулируемых уровней цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме.
Вследствие названных предписаний Правил государственного регулирования дело об установлении цены (тарифа) в отношении Общества не подлежало открытию, а доводы административного истца о нарушении порядка установления Цен в указанной части являются несостоятельными.
Согласно абзацу первому пункта 45 Основ ценообразования цены на мощность и электрическую энергию, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, определяются в соответствии с Правилами оптового рынка и методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, предусматривающими их расчет в том числе с использованием типовых затрат.
Пункт 125 Правил оптового рынка предусматривает, что цена на мощность генерирующих объектов, указанных в Перечне, поставляемую в вынужденном режиме с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2020 г., определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов исходя из экономически обоснованных затрат с учетом прогнозной прибыли от продажи электрической энергии, вырабатываемой с использованием соответствующего объекта (абзац двенадцатый).
Все электростанции Общества включены в Перечень.
Как следует из пункта 15 Основ ценообразования, при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16 Основ ценообразования).
В необходимую валовую выручку пункт 17 Основ ценообразования включает планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Следуя требованиям пункта 16 Основ ценообразования, ФАС России определила состав расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и произвела оценку их экономической обоснованности в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из протокола заседания Правления ФАС России от 28 ноября 2017 г. N 51 усматривается, что расчет цен на мощность и электрическую энергию, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, производился в соответствии с Порядком определения цен.
Довод административного истца о том, что данный порядок не применим при установлении цены на мощность генерирующих объектов Общества, в частности при определении типовых прочих расходов методом индексации, основан на неправильном толковании норм права.
Основами ценообразования предусмотрено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (пункт 12). Как отмечено выше, цена на мощность генерирующих объектов, указанных в Перечне, поставляемую в вынужденном режиме с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2020 г., определяется исходя из экономически обоснованных затрат с учетом прогнозной прибыли от продажи электрической энергии, вырабатываемой с использованием соответствующего объекта (абзац двенадцатый пункта 125 Правил оптового рынка).
Следовательно, Правилами оптового рынка определен метод, применяемый при регулировании тарифов на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, а Порядок определения цен предназначен для использования и расчета цен на мощность и электрическую энергию по каждому генерирующему объекту (генерирующей единице мощности), поставляющему мощность и электрическую энергию в вынужденном режиме, на основании информации о планируемых в расчетном периоде регулирования расходах по производству электрической энергии и содержанию мощности с приложением материалов.
Из представленных административным ответчиком документов, подтверждающих расчет тарифов, следует, что прочие расходы, представленные АО "КРЫМТЭЦ", рассчитаны в соответствии с Основами ценообразования, типовые прочие расходы на содержание генерирующего оборудования рассчитаны по пункту 11 Порядка определения цен следующим образом: определен режим выработки электрической энергии на генерирующих объектах АО "КРЫМТЭЦ", тип генерирующих объектов, выбрана доля потребления топлива по генерирующим объектам исходя из топливного баланса. Данные расходы применяются для генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, и определены как сумма экономически обоснованных затрат генерирующих объектов, определенных в 2007 году, работающих на разных видах топлива (газ, уголь), с учетом применения индекса цен производителей, определенного в прогнозе Минэкономразвития России, деленная на сумму установленной мощности данных генерирующих объектов с поставкой на год.
При определении состава расходов и их экономической обоснованности ФАС России провела оценку размера экономической обоснованности расходов, исходя из представленных материалов АО "КРЫМТЭЦ", как этого требует пункт 125 Правил оптового рынка, при этом административным ответчиком были соблюдены принципы тарифного регулирования и учтены предъявляемые требования к субъекту электроэнергетики о необходимости ведения учета доходов, продукции и затрат по видам деятельности в сфере электроэнергетики регулируемой организацией, предусмотренные статьями 23 и 43 Закона об электроэнергетике.
Регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство (пункт 5 Основ ценообразования). Субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов на производство электрической энергии (мощности), в том числе с постанционной и поблочной разбивкой (пункт 6 Основ ценообразования).
Расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности) рассмотрены на основании представленных данных Общества в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования, согласно которому цены на электрическую энергию (мощность), производимую с использованием генерирующих объектов, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, определяются на основании информации, необходимой для определения указанных цен, предоставляемой поставщиками оптового рынка в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов в установленных этим федеральным органом составе и порядке.
Покупная электрическая энергия используется на собственные нужды и включает в себя затраты на вспомогательное оборудование, которое участвует в производстве электрической энергии и тепловой энергии (электродвигатели различных механизмов, насосы, вентиляторы градирен, охлаждение генераторов и трансформаторов и прочего оборудования ТЭЦ, необходимого для производства тепловой и электрической энергии).
Данные расходы в силу пункта 22 Основ ценообразования учитываются при установлении цен на электрическую энергию.
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) - это сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с данным федеральным законом Правительством Российской Федерации (статья 3 Закона об электроэнергетике).
По смыслу пункта 4 Правил оптового рынка электрическая энергия и мощность торгуются раздельными способами.
АО "КРЫМТЭЦ" в соответствии с Правилами оптового рынка осуществляет торговлю электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки.
Учитывая, что состав данных расходов относится к производству электрической энергии и относится к затратам нерегулируемого сектора электрической энергии, ФАС России не включила данные расходы в тариф на электрическую мощность.
Расходы на сырье и материалы и расходы на охрану труда рассчитаны на основании пункта 24 Основ ценообразования на основании представленных данных АО "КРЫМТЭЦ" с соблюдением требований пункта 42 названных основ.
Обществом предоставлены расшифровка затрат по вспомогательным материалам на эксплуатацию оборудования, по хозяйственным товарам на 2016 год по месяцам и структурным подразделениям; оборотно-сальдовые ведомости за 2016 год - по структурным подразделениям и управлению.
ФАС России оценила их экономическую обоснованность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16 Основ ценообразования).
Представленными АО "КРЫМТЭЦ" данными бухгалтерской отчетности за 2016 год (оборотно-сальдовая ведомость) подтверждены расходы, относимые на производство электрической мощности, в размере: Камыш-Бурунская ТЭЦ - 2 877,453 тысячи рублей; Симферопольская ТЭЦ - 10 042,090 тысячи рублей; Сакская ТЭЦ - 2 163,699 тысячи рублей; Аппарат Управления - 3 508,855 тысячи рублей. Итого подтвержденные расходы на производство электрической мощности составили 18 592,099 тысячи рублей.
С учетом индексации по прогнозу Минэкономразвития России по 2017 и по 2018 годам объем необходимой валовой выручки по данной статье расходов на 2018 год составил 20 457,26 тысячи рублей.
Расходы на ремонт основных средств рассчитаны на основании представленных Обществом данных в соответствии с положениями пунктов 16 и 42 Основ ценообразования.
Данными бухгалтерской отчетности за 2016 год (оборотно-сальдовая ведомость) АО "КРЫМТЭЦ" подтверждены расходы, относимые на производство электрической мощности, в размере 34 199, 95 тысячи рублей.
С учетом индексации по прогнозу Минэкономразвития России по 2017 и по 2018 годам объем необходимой валовой выручки по данной статье расходов на 2018 год составил 37 630,89 тысячи рублей.
Аналогичным образом рассчитаны расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ.
АО "КРЫМТЭЦ" не представлена учетная политика с определением порядка ведения раздельного учета по видам деятельности. По данным бухгалтерского учета по факту 2016 года затраты не разделены по видам деятельности.
Из-за невозможности проведения оценки достоверности данных по распределению расходов между видами деятельности по производству электрической энергии и тепловой энергии данные расходы экспертно распределены пропорционально расходам условного топлива на выработку электрической и тепловой энергии.
С учетом индексации по прогнозу Минэкономразвития России по 2017 и по 2018 годам объем необходимой валовой выручки по данной статье расходов на 2018 год составил 8 579,36 тысячи рублей.
На основании представленных данных АО "КРЫМТЭЦ" в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования определены расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг.
Расходы на аренду имущества необходимо определять исходя из величины амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с использованием арендованного имущества (подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования).
Обществом не представлено обосновывающих материалов по определению экономической обоснованности данных расходов. ФАС России не включила данные расходы в тариф на электрическую мощность.
По представленной АО "КРЫМТЭЦ" информации за 2016 год расходы на служебные командировки, включая оформление виз и уплату сборов, составили за 2016 год - 2 595,27 тысячи рублей. В 2016 году фактические расходы на командировки согласно данным бухгалтерского учета сложились в размере 2 595,27 тысячи рублей.
Данные бухгалтерского учета представлены без разделения затрат по видам деятельности.
Из-за невозможности проведения оценки достоверности данных по распределению расходов между видами деятельности по производству электрической энергии и тепловой энергии данные расходы экспертно распределены пропорционально расходам условного топлива на выработку электрической и тепловой энергии.
С учетом индексации по прогнозу Минэкономразвития России по 2017 и по 2018 годам объем необходимой валовой выручки по данной статье расходов на 2018 год составил 2 432,26 тысячи рублей.
По представленной административным истцом информации за 2016 год расходы на обучение персонала составили за 2016 год - 4 459,15 тысячи рублей. Учетная политика с определением порядка ведения раздельного учета не представлена. Данные бухгалтерской отчетности представлены без разделения затрат по видам деятельности.
Из-за невозможности проведения оценки достоверности данных по распределению расходов между видами деятельности по производству электрической энергии и тепловой энергии данные расходы экспертно распределены пропорционально расходам условного топлива на выработку электрической и тепловой энергии.
С учетом индексации по прогнозу Минэкономразвития России по 2017 и по 2018 годам объем необходимой валовой выручки по данной статье расходов на 2018 год составил 3 882,05 тысячи рублей.
По представленной Обществом информации за 2016 год расходы основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности, на страхование составили за 2016 год - 2306,56 тысячи рублей. Учетная политика с определением порядка ведения раздельного учета не представлена.
Из-за невозможности проведения оценки достоверности данных по распределению расходов между видами деятельности по производству электрической энергии и тепловой энергии данные расходы экспертно распределены пропорционально расходам условного топлива на выработку электрической и тепловой энергии.
С учетом индексации по прогнозу Минэкономразвития России по 2017 и по 2018 годам объем необходимой валовой выручки по данной статье расходов на 2018 год составил 2 062,23 тысячи рублей.
АО "КРЫМТЭЦ" реализует электрическую энергию в нерегулируемом секторе (на свободном рынке).
Из представленных Обществом данных следует, что затраты на оплату услуг АО "ЦФР" связаны с реализацией электрической энергии.
По договорам с АО "ЦФР" на продажу и покупку электрической мощности не представлены данные бухгалтерской отчетности и раздельного учета затрат на регулируемые виды деятельности (производство тепловой и электрической энергии) в части исполнения договора по покупке электрической мощности на собственные нужды станции.
Учитывая, что состав данных расходов относится к производству электрической энергии и они являются затратами нерегулируемого сектора электрической энергии, что расходы не разделены между производством электрической энергии и мощности и тепловой энергией, ФАС России не включила данные расходы в тариф на электрическую мощность.
Исходя из представленных Обществом данных расходы на членские взносы в НП Совет Рынка относятся на производство электрической энергии, соответственно, они не включены в тариф на электрическую мощность, так как относятся к затратам нерегулируемого сектора электрической энергии, в связи с чем ФАС России не включила данные расходы в тариф на электрическую мощность.
По результатам проведенного анализа состава расходов и оценки размера их экономической обоснованности по прочим расходам, представленным в АО "КРЫМТЭЦ", ФАС России, руководствуясь основными принципами государственного регулирования, определенными Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования, Правилами оптового рынка, определила экономически обоснованными расходы, относимые на производство электрической мощности, в размере 75 044,05 тысячи рублей.
Данный состав расходов и их размер учтены в составе расходов по типовым прочим расходам на содержание генерирующего оборудования генерирующего объекта для теплоэлектроцентрали, определяемых пунктом 11 Порядка для генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме.
По результатам проведенного анализа состава расходов и оценки размера их экономической обоснованности по прочим расходам, представленным в АО "КРЫМТЭЦ", ФАС России определила состав расходов и их экономическую необоснованность отнесения на производство электрической мощности.
Пунктом 32 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении.
Административный истец в обоснование требования о незаконном установлении тарифа на мощность ссылался на то, что ФАС России при определении Цен не учтена Инвестиционная программа на 2018 год в объеме 15011,22 млн руб., утвержденная приказом Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 27 ноября 2017 г. N 507/1.
В соответствии с абзацем третьим пункта 14 Правил государственного регулирования для установления цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, поставщики оптового рынка представляют в Федеральную антимонопольную службу в установленном ею порядке информацию, необходимую для определения указанной цены по каждому генерирующему объекту.
К заявлениям организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают обосновывающие материалы, в том числе инвестиционную программу (проект инвестиционной программы), с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала (подпункт 10 пункта 17 Правил государственного регулирования).
Судом установлено, что на заседании Правления ФАС России административным истцом был представлен проект указанной выше инвестиционной программы. Данными о том, что она была утверждена в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, ФАС России не располагала.
Правилами государственного регулирования не предусмотрена обязанность регулирующего органа в любом случае запрашивать дополнительные материалы. Запрос дополнительных материалов осуществляется регулирующим органом в случае такой необходимости (пункт 19).
Отсутствие каких-либо из документов не является непреодолимым препятствием для регулирующего органа в установлении соответствующего тарифа. Согласно пункту 24 Правил государственного регулирования в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных Правилами государственного регулирования, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Как следует из Правил принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 г. N 941 (далее - Правила принятия решений), для принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций в Федеральной антимонопольной службе образуется коллегиальный орган (далее - коллегиальный орган) (пункт 1). Коллегиальный орган состоит из 12 человек. В состав коллегиального органа входят 5 представителей Федеральной антимонопольной службы, из числа которых назначаются председатель коллегиального органа и секретарь коллегиального органа, 2 представителя Министерства экономического развития Российской Федерации и по одному представителю Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (пункт 2).
На заседании Правления ФАС России, состоявшемся 28 ноября 2017 г., было принято решение об установлении цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2018 год, в том числе в отношении административного истца.
Учитывая, что пункт 8 Цен соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Крымтеплоэлектроцентраль" о признании недействующим пункта 8 цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей на 2018 год, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 30 ноября 2017 г. N 1615/17, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА