ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2016 г. N АКПИ15-1527

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям М. и К. о признании недействующим абзаца четвертого пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней",

установил:

согласно абзацу четвертому пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" заявление о лишении ученой степени, решение о присуждении которой было принято до вступления в силу названного постановления, может быть подано в Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 10 лет со дня принятия решения о ее присуждении, если на день вступления в силу данного постановления не истек 3-летний срок, предусмотренный пунктом 42 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 "Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней".

Граждане М. и К. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями о признании недействующим абзаца четвертого пункта 2 названного Постановления (ошибочно указав его абзацем третьим), ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают их права и законные интересы.

Как указывают административные истцы, в 2015 г. в отношении них поданы заявления о лишении ученых степеней. По мнению административных истцов, вопросы об обоснованности принятия диссертационными советами решений о присуждении им ученых степеней не должны рассматриваться, поскольку отведенный на подачу данных заявлений трехлетний срок, предусмотренный Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74, истек в 2014 г.

В суде представитель административных истцов Д. поддержал заявленные требования, пояснив, что оспариваемая норма является ретроактивной, распространяющейся на отношения, возникшие до введения в действие с 1 января 2014 г. нового правового акта. Она ухудшает положение административных истцов, увеличивая срок, в течение которого на диссертантов после защиты возложены определенные обязанности, диссертант вынужден вступать в научные дискуссии, подтверждая соответствие своей работы установленным требованиям.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству образования и науки Российской Федерации (поручение от 14 января 2016 г. N АД-П8-83).

Представитель Правительства Российской Федерации Ф. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административных истцов Д., представителя Правительства Российской Федерации Ф., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административные иски не подлежат удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций, порядок рассмотрения Высшей аттестационной комиссией при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и аттестационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2.1 статьи 4).

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации, осуществляя нормативно-правовое регулирование отношений в сфере науки, 24 сентября 2013 г. издало постановление N 842 "О порядке присуждения ученых степеней", которым утверждено Положение о присуждении ученых степеней, регулирующее порядок присуждения ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук, критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций, а также порядок рассмотрения Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации диссертаций на соискание ученых степеней и аттестационных дел.

Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 1 октября 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 7 октября 2013 г., N 40 (часть III).

В абзаце четвертом пункта 2 Постановления осуществлено регулирование порядка рассмотрения заявлений о лишении ученой степени, решение о присуждении которой принято до вступления в силу оспариваемого постановления.

Граждане в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (статья 2).

До 1 января 2014 г. порядок присуждения и лишения ученых степеней регулировался Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 475), согласно пункту 42 которого вопросы об обоснованности принятия диссертационным советом решения о присуждении ученой степени, состоявшегося более 3 лет назад, не подлежали рассмотрению.

С 1 января 2014 г. порядок присуждения и лишения ученых степеней установлен Положением о присуждении ученых степеней, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842. В соответствии с пунктом 66 названного Положения заявление о лишении ученой степени может быть подано в течение 10 лет со дня принятия диссертационным советом решения о присуждении ученой степени.

Определение в нормативном правовом акте высшего исполнительного органа государственной власти переходных положений, связанных с введением в действие Положения о присуждении ученых степеней, предусматривающего возможность лишения ученых степеней по заявлению физического или юридического лиц в течение 10 лет со дня принятия диссертационным советом решения о присуждении ученой степени, не может рассматриваться как нарушение субъективных прав административных истцов в указанных ими аспектах.

Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 24 октября 1996 г. N 17-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах", от 24 мая 2001 г. N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой, о том, что закон, ухудшающий положение граждан не имеет обратной силы, основаны на ошибочном понимании правовой природы оспариваемых положений нормативного правового акта.

Положения пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают правила действия актов гражданского законодательства во времени, тогда как оспариваемое постановление издано в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и регулирует вопросы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ , Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административных исковых заявлений М. и К. о признании недействующим абзаца четвертого пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

А.М.НАЗАРОВА