ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2008 г. N ГКПИ08-664
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Засеевой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 3" о признании частично недействующим пункта 3 Правил предоставления в 2008 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации - медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 864,
установил:
пунктом 3 указанных Правил установлено, что субвенции предоставляются бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10000 рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. При этом такие денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Субвенции включают средства на осуществление указанных денежных выплат с учетом районных коэффициентов, на уплату единого социального налога, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абзац первый). Финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации (абзац второй).
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 3" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенного пункта Правил недействующим в той части, в которой установленные денежные выплаты медицинским работникам не учитываются при исчислении процентной надбавки за работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В обоснование заявленного требования заявитель сослался на то, что содержащееся в пункте 3 Правил предписание не учитывать денежные выплаты при исчислении надбавок, к каковым относится процентная надбавка, предусмотренная в составе заработной платы статьями 129, 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ, статьями 10, 11 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", незаконно возлагает на муниципальное учреждение здравоохранения обязанность за свой счет оплачивать медицинским работникам, перечисленным в пункте 1 Правил, работу за оказанную в рамках государственного задания дополнительную медицинскую помощь гражданам, тогда как в соответствии со статьями 13, 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан такая помощь должна оплачиваться за счет средств бюджета и целевого фонда обязательного медицинского страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях обратило внимание на то, что предметом регулирования Правил являются межбюджетные отношения, оспариваемое заявителем предписание соответствует части 3 статьи 10 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", в которой содержится такая норма.
В судебном заседании представитель заявителя Соколов М.Е. в дополнение к вышеприведенным мотивам указал на то, что статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации установлен приоритет этого Кодекса по отношению к иным законодательным актам, содержащим нормы трудового права, пункт 3 Правил в оспариваемой части содержит нормы трудового права, касающиеся размеров денежных выплат, входящих в состав заработной платы, поэтому положения вышеупомянутого Федерального закона, регулирующего межбюджетные отношения, не должны учитываться.
Выслушав объяснения представителя заявителя Соколова М.Е. и возражения представителя Правительства Российской Федерации Нерезенко А.С., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Правила, пункт 3 которых оспаривается заявителем, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 864 "О порядке финансового обеспечения в 2008 году выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи". Постановление, как следует из его преамбулы, принято в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", частью 7 которой Правительство Российской Федерации уполномочено на издание такого нормативного правового акта.
Согласно статье 10 названного Федерального закона финансовое обеспечение выполняемого в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год и на 2009 год государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи является расходным обязательством Российской Федерации (часть 1); полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению этого государственного задания передано для его осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2).
Частью 3 статьи 10 Федерального закона предусмотрено, что средства, передаваемые в виде субвенций в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение данного государственного задания, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 этой статьи; установлены размеры денежных выплат различным категориям медицинских работников; предусмотрено осуществление таких денежных выплат с применением соответствующих коэффициентов в районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены такие коэффициенты; предписано не учитывать указанные денежные выплаты при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами; названы все средства на целевые денежные выплаты, включаемые в объем средств, передаваемых в виде субвенций в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания; установлено, что финансовое обеспечение государственного задания осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в части 1 данной статьи, гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Пункт 3 Правил воспроизводит содержание части 3 статьи 10 вышеупомянутого Федерального закона, не изменяя объем средств, передаваемых в виде субвенций, и условия учета предусмотренных денежных выплат при исчислении надбавок и доплат, установленных законами и иными правовыми актами.
Следовательно, оспариваемая правовая норма соответствует положениям Федерального закона, и оснований для признания ее незаконной не имеется.
Ссылка представителя заявителя на то, что в силу статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации пункт 3 Правил должен соответствовать данному Кодексу, а не иным законодательным актам, является необоснованной.
В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 29 марта 2008 г.) федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации, должны содержать, в частности, способ (методику) и (или) федеральные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий.
Данные вопросы урегулированы Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (в ред. от 28 февраля 2008 г.), именно в нем закреплен способ расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых для финансового обеспечения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Предусмотренные федеральным законодателем условия финансового обеспечения государственного задания обязательны для высшего исполнительного органа государственной власти, который при осуществлении делегированного ему правового регулирования не вправе их изменять.
Трудовой кодекс Российской Федерации имеет иной предмет регулирования, не содержит норм, определяющих условия предоставления субвенций, поэтому пункт 3 Правил, регламентирующих межбюджетные отношения, не может проверяться на соответствие данному Кодексу.
Оспариваемая норма Правил издана уполномоченным органом государственной власти, не противоречит федеральному закону, во исполнение которого она издана, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 3" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ