См. Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 января 2013 г. N ГКПИ12-1581

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующими пунктов 7, 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1648н,

установил:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1648н утвержден Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, службы (далее - Порядок). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 марта 2012 г., N 23469, и опубликован в "Российской газете" 23 марта 2012 г., N 64.

В силу пункта 7 Порядка периоды службы (работы) в должностях, предусмотренных подпунктом "и" пункта 14 и подпунктами "г" и "з" пункта 17 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее - Перечень), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141, в необходимых случаях определяются на основании заключений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по запросам Пенсионного фонда Российской Федерации или кадровых служб федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку документов для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, с представлением необходимых нормативных правовых актов, положений (уставов), подтверждающих образование, организационно-правовой статус и функции рассматриваемой организации.

В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет согласно абзацу первому пункта 9 Порядка могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 7 и абзаца первого пункта 9 Порядка недействующими, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы в части наделения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации правом давать заключения, принимать решения о включении периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных подпунктом "и" пункта 14 и подпунктами "г" и "з" пункта 17 Перечня, и иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет противоречат статье 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ), абзацам первому и второму пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации" (далее - Постановление от 15 сентября 2003 г. N 570) и нарушают его право на получение государственной пенсии за выслугу лет.

В судебном заседании Б. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Г.И.Е., Министерства юстиции Российской Федерации Г.И.В. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что Порядок в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права Б. не нарушает, поскольку он не являлся федеральным государственным (гражданским) служащим.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ предусмотрел наличие определенной продолжительности стажа федеральной государственной службы и увольнение с замещаемой должности федеральной государственной службы по основаниям, указанным в пункте 1 его статьи 7, в качестве условий возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих, к которым относятся граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574.

При этом граждане, уволенные с федеральной государственной службы (за исключением случаев увольнения в связи с ликвидацией или сокращением штата), имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением (часть вторая пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).

В силу статьи 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих. При этом в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих засчитываются периоды службы (работы), которые до вступления в силу Указа были в установленном порядке включены (засчитаны) федеральным государственным гражданским служащим в указанный стаж (пункт 2).

Порядок включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определенных Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570.

Согласно пункту 3 названного постановления Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих; дает разъяснения по вопросам применения этого постановления.

В соответствии с предоставленными полномочиями Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утвержден оспариваемый Порядок, регулирующий вопросы, связанные с исчислением стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, подтверждением этого стажа и включением в него периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141.

Суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии пунктов 7, 9 Порядка в оспариваемой части действующему федеральному законодательству.

Пунктом 1 Постановления от 15 сентября 2003 г. N 570 предусмотрено, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа (абзац первый). Включение указанных периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих лицам, уволенным из упраздненных (реорганизованных) федеральных государственных органов, функции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не были переданы другим федеральным государственным органам, осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (абзац второй).

Таким образом, пунктом 1 названного постановления определены органы, осуществляющие включение периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.

Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 655), установлено, что Министерство самостоятельно принимает порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы (пункт 5.2.58); осуществляет оформление представлений о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих государственным служащим, уволенным из ликвидированных (реорганизованных) федеральных государственных органов, функции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не переданы другим федеральным государственным органам, и исчисление им стажа государственной службы для назначения указанной пенсии (пункт 5.5).

Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3).

Пунктами 5.2.68, 5.6.8 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлены аналогичные полномочия, установленные пунктами 5.2.58, 5.5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Пункт 7 Порядка регламентирует порядок включения в указанный стаж периодов работы в должностях, предусмотренных только подпунктом "и" пункта 14 и подпунктами "г" и "з" пункта 17 Перечня, согласно которому в необходимых случаях включение производится на основании заключений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по запросам Пенсионного фонда Российской Федерации или кадровых служб федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку документов для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Названными пунктами Перечня предусмотрены должности, замещаемые с 1 января 1992 г. до 11 января 1995 г. в упраздненных государственных учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные функции государственного управления (подпункт "и" пункта 14), должности, замещаемые по 31 декабря 1991 г. в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях СССР, союзных и автономных республик (подпункты "г" и "з" пункта 17).

Пункт 7 Порядка применяется в необходимых случаях при решении вопроса о включения отдельных периодов работы в должностях, замещаемых в упраздненных государственных органах. При этом на основании полученного заключения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации включение периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет осуществляют государственные органы, указанные в пункте 1 Постановления от 15 сентября 2003 г. N 570.

Следовательно, пункт 7 Порядка не противоречит пункту 1 Постановления от 15 сентября 2003 г. N 570 и сам по себе не нарушает прав заявителя.

В силу пункта 20 Перечня в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании предоставленных пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации полномочий в пункте 9 Порядка определено, что решение о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет принимает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 5.6.36 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации Министерство принимает решение о включении периодов службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Следовательно, пункт 9 Порядка в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству.

Б. ошибочно полагает, что наличие продолжительного стажа работы в органах государственной власти и управления Союза ССР, а также в федеральных органах исполнительной власти до 1995 года достаточно для приобретения статуса федерального государственного гражданского служащего и, соответственно, права на пенсию за выслугу лет. Решение вопроса о наделении лиц, замещавших указанные должности, пенсионными правами, аналогичными правам федеральных государственных гражданских служащих, не входит в полномочия Верховного Суда Российской Федерации, а относится к исключительной прерогативе законодателя.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Б. о признании частично недействующими пунктов 7, 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1648н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА