ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2007 г. N ГКПИ07-585

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова,

при секретаре Е.Н. Бараненко,

с участием прокурора Л.Ф. Масаловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М., Р., К. о признании недействующими: пункта 2 Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. N 771, и пункта 2 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 877,

установил:

в соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 877, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Аналогичная норма содержится в пункте 2 Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. N 771.

Гражданка М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании вышеназванных нормативных правовых актов, поскольку они противоречат Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закону РФ "О защите прав потребителей", нормам международного права и нарушают права инвалидов.

К заявлению, поданному М., присоединились граждане Р. и К.

В суде М., Р., К. поддержали заявленные требования и пояснили, что оспариваемые положения нормативных правовых актов обязательным условием обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации ставят оформление индивидуальной программы реабилитации, что затруднительно для инвалидов.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 4 сентября 2007 г. N ДМ-П12-4350).

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Кузнецова Е.А., Нерезенко А.С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают права инвалидов.

Выслушав объяснения М., Р., К., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Кузнецовой Е.А., Нерезенко А.С, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК РФ).

Правила обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 51, 20.12.2004, "Российской газете" N 283, 22.12.2004.

Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 7, 13.02.2006, "Российской газете" N 31, 15.02.2006.

Оспариваемые положения Правил предусматривают обеспечение за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяя государственную политику в области социальной защиты инвалидов, гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (статья 10).

Согласно части 15 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 декабря 2004 г. N 771 утвердило Правила обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета, а Постановлением от 31 декабря 2005 г. N 877 - Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (статья 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Требование о разработке индивидуальной программы реабилитации при обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации за счет федерального бюджета не нарушает права граждан на охрану здоровья и на социальную защиту.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагает разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов (статья 8).

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (абзац 7 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Таким образом, оспариваемые положения Правил, предусматривающие обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, соответствуют требованиям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и не нарушают права граждан на социальную защиту.

Не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований доводы заявителей о том, что оспариваемые Правила не согласованы с Всероссийским обществом инвалидов, поскольку такого требования Закон не содержит.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в статье 33 устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), определяет механизм реализации этих прав.

Оспариваемые положения Правил определяют порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в социальной сфере и не регулируют отношения, возникающие из Закона РФ "О защите прав потребителей".

Определение компетентным органом государственной власти порядка обеспечения инвалидов техническими средствами за счет средств федерального бюджета не может рассматриваться как нарушение требований статьи 3 Конвенции, которая обеспечивает каждому человеку право не подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Следовательно, несостоятельными являются доводы заявителей о том, что оспариваемые положения Правил не соответствуют Декларации о правах инвалидов, Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации, соответствуют требованиям действующего законодательства, не нарушают права инвалидов на получение мер социальной поддержки, заявление М., Р. и К. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление М., Р., К. о признании недействующими пункта 2 Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. N 771, и пункта 2 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 877, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ