См. Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2008 г. N ГКПИ08-1156
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Бараненко Е.Н.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании недействующим подпункта 6.2.2.1 Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377, в части слов: "не позднее одного месяца",
установил:
согласно подпункту 6.2.2 Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации стаж работы, дающий право на установление надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, сохраняется при поступлении на работу в учреждения здравоохранения и социальной защиты населения, при отсутствии во время перерыва другой работы, не позднее одного месяца со дня увольнения из учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.
Гражданка И. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта 6.2.2.1 Положения в части слов: "не позднее одного месяца".
Как указывает И., оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Трудового кодекса РФ, носят дискриминационный характер, нарушают ее законные права и интересы, никаких ограничений в продолжительности перерыва стажа работы, влияющего на размер заработной платы, независимо от того, работало лицо во время перерыва на другой работе или нет, не должно быть.
И. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Таболина И.В., Минюста России Башилова В.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права работников здравоохранения на оплату труда.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Таболиной И.В., Минюста России Башиловой В.Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации (действует в редакции Приказов Минздрава РФ от 17.11.2000 N 404, от 24.04.2003 N 160, от 05.08.2003 N 329, Приказов Минздравсоцразвития РФ от 08.09.2005 N 553, от 05.09.2006 N 649, от 12.04.2007 N 262, от 09.10.2007 N 635).
Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 1999 г. и опубликовано в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 46, 15.11.1999, "Российской газете" N 227, 16.11.1999 (начало) и продолжение N 228, 17.11.1999, N 229, 18.11.1999, N 233, 24.11.1999, N 237, 30.11.1999.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется как Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, так и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Доводы И. о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Трудовому кодексу Российской Федерации, поскольку они ввели в трудовое законодательство основания для снижения заработной платы, которые не предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, являются несостоятельными.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 издан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", которым в целях осуществления мер по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли заработной платы работников здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий утверждена Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 установлено, что учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе Единой тарифной сетки.
Надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения призваны повышать материальную заинтересованность и стимулировать работника к длительной работе в учреждениях здравоохранения.
Раздел IV "Оплата и нормирование труда" Трудового кодекса Российской Федерации не содержит норм, регулирующих установление надбавок за продолжительность непрерывной работы. Порядок и условия назначения надбавок за продолжительность непрерывной работы работникам здравоохранения устанавливаются компетентным федеральным органом исполнительной власти.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями утвердило Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации.
Настоящее Положение предусматривает единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки и порядок формирования тарифных окладов (ставок), а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, к каковым относятся надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения.
Пункт 6.2 Положения устанавливает порядок исчисления стажа непрерывной работы, дающего право на получение надбавок, предусматривает дифференцированные сроки (один месяц, два месяца, три месяца, шесть месяцев, срок независимо от перерыва), когда сохраняется стаж непрерывной работы для получения надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения.
Так, согласно подпункту 6.2.2.1 Положения стаж работы, который дает право на установление надбавки за продолжительность непрерывной работы, сохраняется при поступлении на работу в учреждения здравоохранения и социальной защиты населения, при отсутствии во время перерыва другой работы не позднее одного месяца со дня увольнения из учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.
Данная норма позволяет работникам здравоохранения сохранять право на получение надбавки за продолжительность непрерывной работы при переходе на другую работу.
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, устанавливая различные доплаты и надбавки стимулирующего характера для работников здравоохранения, распространяется на всех работников здравоохранения, поэтому доводы И. о дискриминационном характере оспариваемого нормативного правового акта являются несостоятельными.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права работников здравоохранения на получение установленной заработной платы, заявление И. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление И. о признании недействующим подпункта 6.2.2.1 Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377, в части слов: "не позднее одного месяца" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ