См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 января 2020 г. N АКПИ19-877

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" о признании недействующими пунктов 5.1 и 6.1 примерной формы охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 93,

установил:

приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также - Минприроды России) от 31 марта 2010 г. N 93 утверждена примерная форма охотхозяйственного соглашения (далее - Примерная форма). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 30 апреля 2010 г., регистрационный номер 17069, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" 31 мая 2010 г., N 22.

В пункте 5.1 Примерной формы указывается годовой размер арендной платы за представляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, а в пункте 6.1 - годовой размер сборов за пользование объектами животного мира исходя из нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и численности охотничьих ресурсов, указанных в пункте 3.1 Примерной формы.

Региональная общественная организация "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" (далее - Общество) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 5.1 и 6.1 Примерной формы, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные положения не приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ) в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 296-ФЗ), вступившего в силу 13 августа 2019 г., согласно которому признаны утратившими силу положения о включении в охотхозяйственное соглашение условий о годовом размере арендной платы за представляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанном исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовом размере сборов за пользование объектами животного мира.

Требование мотивировано тем, что Общество обратилось в Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам с заявлением об исключении из заключенного с ним охотхозяйственного соглашения от 27 сентября 2012 г. N 13 пунктов 5.1, 6.1, однако письмом названного органа от 7 сентября 2019 г. N 3095-исх Обществу отказано в этом со ссылкой на то, что Примерная форма не приведена в соответствие с требованиями Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ.

Минприроды России в письменных возражениях на административное исковое заявление указало, что оспариваемые нормативные положения признаны утратившими силу с 25 ноября 2019 г. Кроме того, предусмотренный Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 296-ФЗ срок на переоформление охотхозяйственных соглашений (до 1 июня 2020 г.) не истек, и Общество сохраняет право привести условия заключенного охотхозяйственного соглашения в соответствие с действующим законодательством; при указанных обстоятельствах министерство считает, что производство по делу подлежит прекращению.

В письменном отзыве Минюст России выразил позицию, что в настоящее время Примерная форма соответствует Федеральному закону от 2 августа 2019 г. N 296-ФЗ, препятствий для реализации предписаний данного закона о приведении условий охотхозяйственных соглашений, заключенных до дня его вступления в силу, в соответствие со статьей 27 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ не имеется.

В судебном заседании представитель административного истца С.В. поддержал заявленное требование.

Представители Минприроды России К., Н. не признали административный иск, считая, что производство по делу подлежит прекращению.

Представитель Минюста России Г. поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.

Выслушав объяснения представителя административного истца С.В., возражения представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации К., Н., объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Г., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью 6 статьи 27 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1, подпункту 5.2.51(8) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 и действовавшего на день издания оспариваемого нормативного правового акта, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охоты, и самостоятельно принимает примерную форму охотхозяйственного соглашения.

Аналогичное полномочие Минприроды России в настоящее время предусмотрено Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (пункт 1, подпункт 5.2.90).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при реализации предоставленных полномочий. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N АКПИ13-1028, от 22 октября 2018 г. N АКПИ18-948.

Согласно действовавшему до 13 августа 2019 г. пункту 4 части 4 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ охотхозяйственное соглашение включало, кроме прочего, такие условия, как: годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовой размер сборов за пользование объектами животного мира.

13 августа 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 296-ФЗ, которым пункт 4 части 4 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ признан утратившим силу (статья 1).

При этом статьей 2 Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 296-ФЗ предусмотрено, что условия охотхозяйственных соглашений, заключенных до дня вступления в силу этого федерального закона, должны быть приведены в соответствие со статьей 27 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции данного федерального закона) до 1 июня 2020 г.

В указанный в законе период в целях приведения оспариваемого нормативного правового акта в соответствие с требованиями федерального закона Минприроды России издало приказ от 29 августа 2019 г. N 582 "О внесении изменений в примерную форму охотхозяйственного соглашения, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 93" (далее - Приказ от 29 августа 2019 г. N 582), которым в том числе пункты 5.1, 6.1 (разделы V и VI соответственно) Примерной формы признаны утратившими силу.

Приказ от 29 августа 2019 г. N 582 зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2019 г., регистрационный номер 56508, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 ноября 2019 г., вступил в силу 25 ноября 2019 г.

Таким образом, с 25 ноября 2019 г. оспариваемые нормативные положения признаны утратившими силу.

Доводы административного истца о нарушении оспариваемыми нормативными положениями его прав лишены правовых оснований.

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 296-ФЗ условия охотхозяйственных соглашений, заключенных до дня вступления в силу этого закона, должны быть приведены в соответствие со статьей 27 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ (в редакции названного закона) до 1 июня 2020 г. То есть федеральным законодателем установлен специальный срок для приведения ранее заключенных охотхозяйственных соглашений в соответствие с действующим с 13 августа 2019 г. правовым регулированием. Препятствий для реализации подобных предписаний федерального закона, обязательных для обеих сторон охотхозяйственного соглашения, у Общества не имеется.

При указанных обстоятельствах упоминаемый в административном исковом заявлении ответ конкретного органа, в котором по состоянию на 7 сентября 2019 г. отмечено только, что Примерная форма не приведена в соответствие с требованиями Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ, не указывает на то, что право Общества на приведение условий охотхозяйственного соглашения в соответствие со статьей 27 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ нарушено. А реализация данного права в установленный федеральным законом срок не требует в настоящее время признания недействующими пунктов 5.1, 6.1 Примерной формы, которые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти признаны утратившими силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" о признании недействующими пунктов 5.1 и 6.1 примерной формы охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 93, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО