См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 13 сентября 2005 г. N ГКПИ05-761

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации         Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                Степанищеве А.В.,
    с участием прокурора                      Воскобойниковой Е.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании незаконными абзаца 3 подпункта "а" и абзаца 3 подпункта "в" пункта 25 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56,

установил:

Р. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконными абзаца 2 подпункта "а" и абзаца 2 подпункта "в" пункта 25 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "Об обязательном медицинском страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и нарушают его конституционные права на свободное распоряжение своими способностями к труду.

В суде заявитель Р. уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконными абзац 3 подпункта "а" и абзац 3 подпункта "в" пункта 25 Временных критериев и пояснил, что закон не связывает стойкое снижение способности потерпевшего осуществлять профессиональную деятельность с нарушением функций организма. При определении степени утраты профессиональной трудоспособности учреждения медико-социальной экспертизы учитывают способность не профессиональной трудоспособности, а общей.

Представители заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Таболина И.В., Минюста России Давыдовский И.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения Временных критериев соответствуют действующему законодательству и не нарушают права граждан.

Выслушав объяснения заявителя Р., представителей заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Таболиной И.В., Минюста России Давыдовского И.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56 утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 167, 29.08.2001; "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 36, 03.09.2001.

Временные критерии используются учреждениями медико-социальной экспертизы при определении степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, нуждаемости их в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Согласно пункту 25 Временных критериев степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим с умеренными нарушениями функций организма устанавливается в зависимости от уровня снижения квалификации, объема производственной деятельности или категории тяжести труда.

Абзацем 3 подпункта "а" п. 25 Временных критериев определено установление 60 процентов утраты профессиональной трудоспособности, если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на четыре тарификационных разряда.

Абзацем 3 подпункта "в" п. 25 Временных критериев определено установление 40 процентов утраты профессиональной трудоспособности, если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на два тарификационных разряда.

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоит из Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации согласно требованиям настоящего Федерального закона определяет порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (часть 3 статьи 11).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 утверждены Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пунктом 2 настоящего Постановления установлено, что критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Следовательно, Временные критерии изданы компетентным органом государственной власти.

При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов пункт 16 Правил предусматривает в качестве основания установления степени утраты профессиональной трудоспособности как продолжение профессиональной деятельности с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы, так и утрату способности продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма.

Положения пункта 16 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний воспроизведены в пункте 24 Временных критериев.

Представитель Минздравсоцразвития России Таболина И.В. пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта определяют степень утраты профессиональной трудоспособности от уровня той квалификации, по которой работал потерпевший. Неправильное применение учреждением медико-социальной экспертизы оспариваемых положений Временных критериев не может служить основанием для признания.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" определяет профессиональную трудоспособность как способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества (абзац 17 статьи 3).

Квалификация - это уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями.

Следовательно, установление пострадавшему с умеренными нарушениями функций организма 60 процентов утраты профессиональной трудоспособности, если он может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на четыре тарификационных разряда, а также установление 40 процентов утраты профессиональной трудоспособности, если он может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на два тарификационных разряда, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Что касается доводов заявителя о незаконности решения об установлении ему степени утраты профессиональной трудоспособности, то проверка законности и обоснованности данного решения осуществляется в установленном порядке.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права граждан на социальное обеспечение, заявление Р. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 185, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Р. о признании незаконными абзаца 3 подпункта "а" и абзаца 3 подпункта "в" пункта 25 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ