См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2019 г. N АКПИ19-690

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Х.И. в интересах несовершеннолетней дочери Х.К. о признании недействующим приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования",

установил:

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее соответственно - Приказ, Стандарт). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 28 февраля 2011 г., N 9.

Х.И. в интересах несовершеннолетней дочери Х.К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа, ссылаясь на его противоречие статьям 28, 29 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Свое требование с учетом дополнительных письменных объяснений мотивирует тем, что Министерство просвещения Российской Федерации, являясь правопреемником Министерства образования и науки Российской Федерации в вопросах общего образования, преподает в учебных заведениях только одну концепцию истории Руси (романовскую), что лишает детей возможности свободного выбора мнений и убеждений относительно древней и средневековой истории своей страны и нарушает конституционное право ее дочери, являющейся ученицей общеобразовательной школы, на свободный выбор мнений и убеждений. Так как оспариваемый нормативный правовой акт не содержит предусмотренного Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" требования о том, что содержание образования должно способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, Х.И. считает его противоречащим закону, что подтверждается отсутствием в основанной на положениях Стандарта примерной основной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15), альтернативных концепций по всем учебным предметам, в том числе по истории России с древности до XVII в. По мнению административного истца, названное требование закона должно быть выражено в каждом разделе Стандарта.

Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования переданы Министерству просвещения Российской Федерации, а в сфере высшего образования - Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (пункт 2).

Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что оспариваемый нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует законодательству Российской Федерации.

Х.И. и ее представитель М. в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились, подали заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Минпросвещения России А., представитель Минюста России К. не признали административный иск.

Обсудив доводы административного истца Х.И., выслушав возражения представителя Министерства просвещения Российской Федерации А., представителя Министерства юстиции Российской Федерации К., проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшему на день утверждения оспариваемых нормативных правовых актов, разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 7).

В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142, действовавших до 1 сентября 2013 г., Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает и вводит в действие стандарты.

Подпунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337, данному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере образования (пункт 1), было предоставлено полномочие самостоятельно принимать федеральные государственные образовательные стандарты.

Таким образом, Стандарт утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации во исполнение требований федерального закона, в соответствии с полномочиями данного федерального органа исполнительной власти и с соблюдением порядка принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта. Данные обстоятельства ранее установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2018 г. N АКПИ18-873 и не оспариваются административным истцом.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", согласно пункту 6 части 1 статьи 6 которого к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится утверждение федеральных государственных образовательных стандартов. Данное полномочие в настоящее время предоставлено Министерству просвещения Российской Федерации (подпункт 4.2.30 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884).

Доводы административного истца о противоречии Приказа, включая утвержденный им Стандарт, положениям части 1 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" лишены правовых оснований.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

То обстоятельство, что Приказ и Стандарт не содержат дословного воспроизведения положений части 1 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" о том, что содержание образования должно способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, не может указывать на их противоречие закону. Данный факт основанием для удовлетворения административного иска быть не может, так как сам оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям приведенного закона.

Основанный на положениях Конституции Российской Федерации (статьи 29, 43), Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и используемый в сфере образования механизм правового регулирования федеральных государственных образовательных стандартов, которые применяются в их нормативном единстве со всеми нормативными правовыми актами, составляющими законодательство об образовании, не требует включения в тексты таких стандартов (дублирования) отдельных положений тех или иных федеральных законов.

Под федеральным государственным образовательным стандартом понимается совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (пункт 6 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

Названные предписания федерального закона реализованы в Стандарте. Так, в его содержание, кроме общих положений (раздел I), включены требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (раздел II); к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (раздел III); к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (раздел IV).

Стандарт не содержит предписаний, направленных на ограничение или иное нарушение права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Более того, анализ Стандарта позволяет сделать вывод, что его предписания способствуют реализации такого права обучающихся.

В частности, согласно Стандарту (пункт 10) метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать в том числе умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (подпункт 1); умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (подпункт 2); владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (подпункт 5); формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (подпункт 9).

По пункту 11.4 Стандарта результаты изучения предметной области "Общественно-научные предметы" относительно предмета "История России. Всеобщая история" должны отражать не только овладение базовыми историческими знаниями (подпункт 2), но и развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней (подпункт 5).

Кроме того, обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования (абзац второй пункта 15 Стандарта).

Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов (абзац первый пункта 18.3.1 Стандарта).

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с этим законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Частью 5 статьи 12 этого закона установлено, что образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным законом не установлено иное.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (часть 7 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

При изложенных обстоятельствах Приказ, включая утвержденный им Стандарт, не нарушает прав несовершеннолетнего ребенка административного истца в указанных в заявлении аспектах, соответствует Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Х.И. в интересах несовершеннолетней дочери Х.К. о признании недействующим приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области