См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2008 г. N ГКПИ08-1646
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Огневой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Манцурова Алексея Дмитриевича о признании частично недействующим абзаца 9 пункта 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205,
установил:
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).
Правила согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, прошли государственную регистрацию в Минюсте России 14 ноября 2005 года, регистрационный номер 7161, опубликованы в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 47, 21 ноября 2005 года.
Абзацем 9 пункта 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрено, что осужденные обязаны содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, рабочие места, одежду, по установленному образцу заправлять постель, следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых мешков в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек (приложение N 2), соблюдать правила личной гигиены, иметь короткую стрижку волос на голове, бороды и усов (для мужчин), хранить продукты питания и предметы индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях.
Манцуров А.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 9 пункта 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений в части слов "по установленному образцу заправлять постель".
По мнению заявителя, данная норма в оспариваемой части является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование, поскольку не содержит самого "образца", в результате чего руководители исправительных учреждений самостоятельно утверждают образец, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт не опубликован в установленном порядке.
Манцуров А.Д. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Представители заинтересованных лиц Минюста России Михайлов П.Н., Герасимов А.Е., Генеральной прокуратуры РФ Грамм В.С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не ограничивают права осужденных и соответствуют действующему законодательству.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
Таким образом, оспариваемые Правила приняты Министерством юстиции РФ в соответствии с предоставленными полномочиями.
В соответствии с пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться, начиная со второго полугодия 1996 г., не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
Оспариваемый нормативный акт принят федеральным органом исполнительной власти (Минюстом России) и официально опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".
Таким образом, данный нормативный правовой акт принят в установленном порядке, в связи с чем довод заявителя о том, что Правила не были опубликованы, является необоснованным.
Согласно статье 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (п. 2), выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (п. 3).
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" устанавливает обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13), а также право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания (п. 3 ст. 14).
Обязанность осужденных по установленному образцу заправлять постель не противоречит указанным выше нормам федерального законодательства и не нарушает права и охраняемые законом интересы осужденных.
Доводы заявителя о неопределенности оспариваемой нормы суд считает необоснованным.
В целях обеспечения основных обязанностей осужденных, выполнения норм законодательства Российской Федерации по исполнению наказаний на администрацию учреждений возлагается право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205.
Действуя в рамках этих полномочий, администрация исправительных учреждений в зависимости от конкретных условий, имеющихся в данном учреждении, утверждает образец заправки кровати.
Учитывая, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству, издано компетентным органом государственной власти, официально опубликовано для всеобщего сведения и не нарушает прав осужденных, заявление Манцурова А.Д. удовлетворению не подлежит.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Манцурова Алексея Дмитриевича о признании частично недействующим абзаца 9 пункта 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА