См. Документы Министерства обороны Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2004 г. N ВКПИ04-41

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в лице председательствующего по делу - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В., при судебном секретаре старшем лейтенанте юстиции У., с участием представителей ответчиков от Правительства РФ и от Министра обороны РФ майора С. и М., а также с участием военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции К., рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по жалобе капитана 2-го ранга А. о признании незаконными Постановления Правительства РФ от 4 января 2002 года N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" и Приказа Министра обороны РФ от 24 января 2002 года N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", в их части, противоречащей Указу Президента РФ от 29 декабря 2001 г. N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих",

установила:

А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением и считает, что обжалованные им Постановление Правительства РФ от 4 января 2002 года N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" и Приказ Министра обороны РФ от 24 января 2002 года N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" не отвечают требованиям Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих", поскольку пунктом 1 Указа Президента РФ установлено лишь два условия для установления военнослужащим надбавки за командование личным составом - это замещение воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей и второе - наличие в подчинении личного состава. Этим же пунктом Указа представлено Правительству РФ право определять размер и порядок выплаты надбавки. Однако, Правительство РФ, превышая предоставленные ему права, в Постановлении N 4 от 4 января 2002 года установило, что перечни воинских должностей, при замещении которых военнослужащим выплачивается указанная надбавка, и конкретные ее размеры в зависимости от численности личного состава, находящегося в подчинении, определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти.

Этим самым Правительство РФ, по мнению заявителя, установило дополнительное условие получения надбавки, так как в зависимости от должности стал обуславливаться не размер, а само право на получение надбавки.

Министр обороны РФ, в свою очередь, дал указание должностным лицам Министерства обороны разработать и представить предложения по перечню воинских должностей, в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач. Фактически Министерством обороны РФ было установлено дополнительное условие получения надбавки - наличие в подчинении не менее определенного количества личного состава.

В связи с этим ему, капитану 2-го ранга, замещающему должность командира экипажа атомной подводной лодки, выведенной из боевого состава ВМФ и имеющего в подчинении 23 военнослужащих различных категорий, не выплачивается ежемесячная надбавка за командование воинской частью, так как его должности нет в перечне воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка, что нарушает его право на получение денежного довольствия в полном объеме.

По изложенным основаниям А. просит признать указанные Постановление Правительства РФ и Приказ Министра обороны РФ в части, противоречащей Указу Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1509, недействующими со дня их издания.

В судебное заседание заявитель А. не явился, и дело по его письменному заявлению рассматривалось без его участия.

Представители Правительства РФ и Министра обороны РФ против доводов заявителя возражали и просили суд требования А. оставить без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей ответчика и заключение прокурора, полагавшего жалобу А. признать необоснованной и не подлежащей удовлетворению, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, п. 9, ст. 13, установлено, что кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности и важности выполняемых ими задач (в редакции Федерального закона от 31.12.1999 N 229-ФЗ).

На основании этих положений Закона, Указом Президента РФ от 29 декабря 2001 года N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" Правительству РФ было поручено установить с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, а также определить порядок и размер этих выплат в зависимости от замещаемых ими воинских должностей и численности личного состава, находящегося у них в подчинении.

Во исполнение Указа Президента РФ, 4 января 2002 г. Правительство Российской Федерации издало Постановление N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" с 1 января 2002 г. в размере от 300 до 500 рублей.

При этом Правительством РФ было поручено руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, определить перечень должностей, при замещении которых военнослужащим будет выплачиваться указанная надбавка и конкретные ее размеры.

Расходы на реализацию этих мероприятий были определены в пределах средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, на денежное довольствие военнослужащих.

В соответствии с названными нормативными документами Министр обороны РФ 24 января 2002 года в Приказе N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил РФ" предложил своим заместителям, главнокомандующим видами, командующим родами войск ВС РФ, начальникам главных и центральных управлений МО РФ разработать и представить для утверждения и согласования с Генеральным штабом ВС РФ и главным финансово-экономическим управлением МО РФ предложения по перечню воинских должностей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, должна выплачиваться ежемесячная надбавка.

Данным Приказом Министра обороны РФ утверждена "Инструкция о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", в соответствии с которой с 1 января 2002 года военнослужащим, замещающим должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющих в подчинении количественный, перечисленный в таблице, личный состав, выплачивается ежемесячная денежная надбавка.

При этом, как видно из примечания *(2) к данной "Инструкции..." дополнительные выплаты не касаются командиров кораблей, выведенных из боевого состава Военно-Морского Флота.

Следовательно, приведенные выше положения п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" наделяют должностных лиц государства правом устанавливать надбавки и другие дополнительные выплаты отдельным категориям военнослужащих. При этом данная надбавка должна устанавливаться дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности объема и важности выполняемых ими задач. Указанный правовой принцип был соблюден как при издании Указа Президентом РФ, при принятии постановления Правительством РФ, так и Министром обороны РФ при утверждении "Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", а затем и при утверждении "Перечня воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями".

Заявления в суде представителей ответчиков о том, что Правительство РФ и Министр обороны РФ при издании нормативных правовых актов, касающихся выплаты военнослужащим ежемесячной надбавки, действовали в пределах предоставленных им прав, ничем не опровергнуты. Наоборот, они подтверждаются исследованными в суде доказательствами и соответствуют наименованию и целям Указа Президента РФ, предусматривающего принятие дополнительных мер для материального стимулирования некоторых категорий военнослужащих. Этот принцип подтвержден как в постановлении Правительства РФ по данному вопросу, так и в приказе Министра обороны РФ, изданном во исполнение Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Утверждение А. в жалобе о том, что Правительство РФ, передав составление перечня должностей, при замещении которых военнослужащим выплачивается дополнительная денежная надбавка, федеральным органам и что оно установило дополнительные условия получения надбавки за командование - замещение должности, входящей в "Перечень...", превысило предоставленные ему права, несостоятельно.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года установлено, что размеры дополнительных выплат военнослужащим, как и размеры их окладов по воинскому званию и воинским должностям, определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Установив в пределах своих полномочий размер денежной надбавки от 300 до 500 рублей, Правительство РФ, в соответствии с наделенными полномочиями, поручило перечни воинских должностей и конкретные размеры надбавки определить самим руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба. При этом расходы на эти цели, как видно из нормативных документов, должны производиться в пределах средств федерального бюджета, выделенных на денежное довольствие военнослужащих.

С учетом приведенных обстоятельств и того, что в соответствии с п. 3 ст. 12 названного выше Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ, никаких данных полагать, что Постановление Правительства РФ N 4 от 04.01.2002 и Приказ Министра обороны РФ, которым утверждена "Инструкция...", противоречит Указу Президента РФ N 1509 от 29 декабря 2001 года, и что они ущемляют права заявителя, о чем А. утверждает в жалобе, не имеется, в связи с чем его жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь требованиями ст. ст. 194, 195 - 198, 199, 252 - 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

В удовлетворении жалобы А. о признании незаконными Постановления Правительства РФ от 4 января 2002 года N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" и Приказа Министра обороны РФ от 24 января 2002 года N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий по делу
генерал-лейтенант юстиции
Ю.В.ПАРХОМЧУК

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области