См. Документы Федеральной миграционной службы
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2010 г. N ГКПИ10-629
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч.Г. о признании недействующим пункта 34 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 3 февраля 2010 г. N 26 (далее - Административный регламент),
установил:
согласно пункту 34 Административного регламента проживающие на территории Российской Федерации лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет для подтверждения достоверности сведений о том, что гражданин на день подачи заявления не призван на военную службу или не направлен на альтернативную гражданскую службу, представляют один из указанных ниже документов: военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву (подпункт 34.1); соответствующую справку военного комиссариата по месту жительства (подпункт 34.2).
Гражданин Ч.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 34 Административного регламента, в котором указал на то, что ему 23 года, оспариваемая норма устанавливает не предусмотренную законом обязанность по представлению военного билета или справки из военного комиссариата для получения паспорта, что противоречит требованиям части второй статьи 9 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и нарушает его право на выезд за пределы Российской Федерации.
Ч.Г. извещен о времени и месте судебного заседания, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представители Федеральной миграционной службы О., М., Министерства юстиции Российской Федерации Ч.А. возражали против удовлетворения заявленного требования и пояснили суду, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству, издано в пределах компетенции ФМС России и не нарушает право граждан свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Приказом Федеральной миграционной службы от 3 февраля 2010 г. N 26 утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 февраля 2010 г., регистрационный номер 16418 и опубликован в "Российской газете" N 46, 5 марта 2010 г.
Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при оформлении и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и их учету.
Пункт 34 Административного регламента устанавливает перечень документов, требуемых от заявителя (военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву или справка военного комиссариата по месту жительства), которые необходимы для предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина за пределами территории Российской Федерации.
Доводы заявителя о противоречии пункта 34 Административного регламента Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" являются несостоятельными.
Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в статье 22 предусматривает, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в статье 15 устанавливает основания, по которым право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено. Согласно пункту второму названной статьи призыв на военную службу или направление на альтернативную гражданскую службу (до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы) являются основанием для временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, преследующую цель обеспечить исполнение им конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Кроме того, в соответствии с частью второй статьи 9 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в заявлении о выдаче паспорта гражданин Российской Федерации указывает на отсутствие обстоятельств, предусмотренных данным Федеральным законом, которые могли бы препятствовать его выезду из Российской Федерации.
Таким образом, предусмотренное пунктом 34 Административного регламента требование о представлении лицом мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет военного билета с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву или справки военного комиссариата по месту жительства для подтверждения достоверности сведений о том, что он на день подачи заявления не призван на военную службу или не направлен на альтернативную гражданскую службу, не может рассматриваться как противоречащее положениям Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и нарушающее право гражданина свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
При принятии решения суд также учитывает, что до издания Административного регламента порядок оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации регулировался Инструкцией о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утвержденной Приказом МВД России от 26 мая 1997 г. N 310. В названной Инструкция содержалась аналогичная правовая норма, которая была предметом судебного контроля и решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1999 г. по делу N ГКПИ99-908 признана не противоречащей федеральному законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Ч.Г. о признании недействующим пункта 34 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 3 февраля 2010 г. N 26, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ