См. Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2019 г. N АКПИ19-49
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре С.Г.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" о признании частично недействующими пунктов 110, 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н, пункта 8 приложения N 1 "Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования" к данным правилам,
установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19998, опубликован в "Российской газете" 5 марта 2011 г. N 47 и 11 марта 2011 г. N 51.
Пунктом 110 Правил предусмотрено, что в соответствии с частью 6 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Комиссия), по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным Правилами.
Согласно пункту 123 Правил оплате за счет средств обязательного медицинского страхования подлежит объем предоставления медицинской помощи, установленный на год с поквартальной разбивкой и обоснованной последующей корректировкой, учитывающий: 1) количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, и показателей объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов медицинской помощи, условий предоставления медицинской помощи и врачебных специальностей; 2) показатели объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом профилей отделений (коек), врачебных специальностей, видов медицинской помощи и условий ее предоставления медицинскими организациями, не имеющими прикрепленных застрахованных лиц; 3) количество диагностических и (или) консультативных услуг для обеспечения потребности медицинских организаций по выполнению стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания по заболеваниям и состояниям в полном объеме при отсутствии или недостаточности у медицинских организаций данных диагностических и (или) консультативных услуг, в целях учета в договорах с медицинскими организациями, оказывающими только указанные услуги в соответствии с правом на их осуществление; 4) соотношение оказанных объемов предоставления медицинской помощи и оплаченных страховыми медицинскими организациями; 5) территориальную доступность отдельных видов медицинской помощи; 6) необходимость и возможность внедрения и развития новых современных медицинских технологий; 7) наличие ресурсного, в том числе кадрового, обеспечения планируемых объемов предоставления медицинской помощи; 8) права пациента на выбор медицинской организации и врача; 9) возможность достижения оптимальной медицинской, экономической и социальной эффективности использования материально-технических и финансовых ресурсов; 10) возможность достижения социально значимых показателей деятельности здравоохранения, ориентированных на результат.
Пункт 123 Правил действует в редакции приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 сентября 2011 г. N 1036н (зарегистрирован в Минюсте России 14 октября 2011 г., регистрационный номер 22053, опубликован в "Российской газете" 21 октября 2011 г. N 237).
Приложение N 1 к Правилам содержит Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение), пункт 8 которого устанавливает, что комиссия на заседаниях по представленным секретарем Комиссии предложениям, поступившим от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, территориального фонда, распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими:
- пунктов 110, 123 Правил в части, в которой они ограничивают права медицинских организаций на получение оплаты за медицинскую помощь, оказанную в рамках программы обязательного медицинского страхования с соблюдением требований, предъявляемых к ее качеству и срокам оказания, но с превышением объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии, ссылаясь на их противоречие статьям 4, 20, частям 6 - 9 статьи 38, части 6 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
- пункта 8 Положения в части, освобождающей Комиссию при принятии решений о распределении и корректировке объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями от прямой обязанности обосновывать свои решения комплексным анализом всех показателей, перечисленных в данном пункте, а также в пункте 123 Правил, ссылаясь на его противоречие пунктам 1 и 5 статьи 4 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что оспариваемые нормативные положения устанавливают для медицинской организации, являющейся исполнителем по договору возмездного оказания услуг, обязанность каждый раз после получения нового задания от заказчика (обращения застрахованных лиц конкретной страховой медицинской организации по направлениям, выданным врачами государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений), превышающего первоначально установленный в договоре объем услуги (объем предоставления медицинской помощи, установленный решением Комиссии), получать разрешение на оказание услуг по договору у третьего лица (Комиссии), несмотря на то, что оказание соответствующих услуг по данному заданию является ее обязанностью, за невыполнение которой медицинская организация может быть привлечена к ответственности. Оспариваемые пункты, которые, по его мнению, имеют неопределенное содержание, нарушают права Общества на получение оплаты за медицинскую помощь, оказанную надлежащим образом по договорам, заключенным со страховыми медицинскими организациями в рамках программы обязательного медицинского страхования, сверх установленных Комиссией объемов, а также на справедливое судебное разбирательство в рамках спора о признании соответствующих решений Комиссии незаконным.
Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения переданы Министерству здравоохранения Российской Федерации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что оспариваемый акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к принятию нормативных правовых актов, их государственной регистрации и опубликованию, соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца К.В. поддержала заявленные требования.
Представители Министерства здравоохранения Российской Федерации А., К.Т., Ш., представитель Министерства юстиции Российской Федерации С.Н. не признали административный иск.
Выслушав объяснения представителя административного истца К.В., возражения представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации А., К.Т., Ш., представителя Министерства юстиции Российской Федерации С.Н., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правоотношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации регулируются Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", согласно пункту 6 части 1 статьи 7 которого уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает правила обязательного медицинского страхования, в том числе методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи и порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 74 "О правилах обязательного медицинского страхования" в целях обеспечения реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено утвердить правила обязательного медицинского страхования.
Аналогичное полномочие Министерства здравоохранения Российской Федерации в настоящее время предусмотрено Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, данному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в частности обязательного медицинского страхования (пункт 1), предоставлено право самостоятельно принимать правила обязательного медицинского страхования, в том числе методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи и порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (подпункт 5.2.136).
Таким образом, Правила изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях реализации требований федерального закона и в пределах предоставленных такому органу полномочий. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. N АКПИ13-109 и от 15 октября 2013 г. N АКПИ13-854.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. По пункту 5 статьи 10 данного закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В статье 9 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" определены субъекты обязательного медицинского страхования, которыми являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники обязательного медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Вопреки доводам административного истца пункты 110, 123 Правил, пункт 8 Положения не содержат предписаний, противоречащих статьям 4, 20, частям 6 - 9 статьи 38, части 6 статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Пункт 110 Правил имеет ссылку на часть 6 статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и воспроизводит содержащую в ней общую норму о том, что оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным Правилами.
Следовательно, оспариваемый пункт не может быть признан недействующим, так как он соответствует закону.
Статья 38 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", положения которой приведены в обоснование административного иска Обществом, предусматривает, что в случае превышения установленного в соответствии с данным федеральным законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда (часть 6). Обращение страховой медицинской организации за предоставлением целевых средств сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда рассматривается территориальным фондом одновременно с отчетом страховой медицинской организации об использовании целевых средств (часть 7). Решение о предоставлении средств из нормированного страхового запаса территориального фонда принимается территориальным фондом после проведения проверки в целях установления причин недостатка целевых средств у страховой медицинской организации. Срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней со дня обращения страховой медицинской организации за предоставлением ей указанных средств. Предоставление указанных средств осуществляется не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки (часть 8). Частью 9 определены основания для отказа в предоставлении страховой медицинской организации средств из нормированного страхового запаса территориального фонда сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации.
Положения, закрепленные в частях 6 - 9 статьи 38 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", регулируют непосредственно отношения, возникающие из договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, который согласно части 5 этой же статьи заключает территориальный фонд обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией при наличии у нее списка застрахованных лиц.
Пункты 110, 123 Правил не изменяют приведенное выше правовое регулирование, так как не содержат норм о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда, их предметом являются отношения, связанные с порядком оплаты медицинской организации оказанной застрахованным лицам медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и объемом предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии.
Содержание таких норм соответствует требованиям правовой определенности и не допускает неоднозначного толкования, при этом никакие основания для отказа медицинской организации в оплате предоставленной застрахованным лицам медицинской помощи в них непосредственно не указаны.
В действующем законодательстве перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) предусмотрен Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. N 230, который не оспаривается по настоящему делу.
Доводы Общества об ограничении оспариваемыми нормативными положениями права медицинских организаций на получение оплаты за медицинскую помощь, оказанную в рамках программы обязательного медицинского страхования с соблюдением требований, предъявляемых к ее качеству и срокам оказания, но с превышением объемов предоставления медицинской помощи, являются неправильными, так как основаны на выборочном, а не системном толковании норм права.
Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрен контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а также допускается в определенных случаях неоплата или неполная оплаты затрат на оказание медицинской помощи (статьи 40, 41).
Данным законом предусмотрено заключение договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном этим законом порядке (часть 1 статьи 39). Форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (часть 11 статьи 39).
Типовым договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1355н, предусмотрена обязанность медицинской организации, являющейся стороной соответствующего договора, при необходимости в течение 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным, направлять в комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования заявку на перераспределение объемов предоставления медицинской помощи (пункт 5.16.1).
Оплата медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию согласно части 6 статьи 39 названного закона осуществляется в соответствии с порядком, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Оспариваемый пункт 123 Правил предусматривает обоснованную корректировку подлежащего оплате за счет средств обязательного медицинского страхования объема предоставления медицинской помощи, установленного на год с поквартальной разбивкой.
Подобное нормативное положение в системе приведенных взаимосвязанных норм не препятствует административному истцу при необходимости подать заявку в Комиссию на перераспределение (корректировку) объемов предоставления медицинской помощи.
Исходя из содержания пункта 123 Правил предусмотренная им корректировка объема предоставления медицинской помощи может быть осуществлена по инициативе любого участника обязательного медицинского страхования, то есть не только медицинской организации, но и территориального фонда, страховой медицинской организации.
Подобный вывод также следует из анализа оспариваемого пункта 8 Положения, согласно которому Комиссия распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, по представленным предложениям, поступившим от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, территориального фонда.
Поскольку Правилами не установлено иное, от перечисленных лиц также может (а в необходимых случаях должна) исходить инициатива о корректировке объема предоставления медицинской помощи в целях соблюдения таких основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования, как обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования; создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования (пункты 1 и 5 статьи 4 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Кроме того, пункт 5 Положения предусматривает, что при Комиссии могут создаваться рабочие группы, состоящие из членов Комиссии и иных лиц, привлеченных к ее работе, в том числе для оперативной корректировки объемов предоставления медицинской помощи, распределенных между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями.
По изложенным выше мотивам пункт 123 Правил не может рассматриваться как нарушающий права Общества на получение оплаты за медицинскую помощь, оказанную в рамках программы обязательного медицинского страхования.
Согласно Федеральному закону "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи (часть 10 статьи 36); медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (пункт 1 части 1 статьи 20).
В свою очередь, следует признать неправильными доводы Общества о том, что пункт 8 Положения освобождает Комиссию при принятии решения о распределении и корректировке объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями от обязанности обосновывать свои решения, что, по его мнению, противоречит пунктам 1 и 5 статьи 4 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Подобных предписаний оспариваемый пункт не имеет и по своему содержанию во взаимосвязи с пунктами 2, 9 Положения не допускает произвольного решения Комиссии, не обеспечивающего право заинтересованного лица на получение информации о фактических и юридических основаниях его принятия.
Так, согласно пункту 2 Положения Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также Правилами.
Как следует из Положения, Комиссия распределяет объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями до 1 января года, на который осуществляется распределение (подпункт 2 пункта 4), на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц (пункт 8).
При последующей оперативной корректировке объема предоставления медицинской помощи Комиссия, руководствуясь Правилами, обязана учитывать обстоятельства, перечисленные в подпунктах 1 - 10 пункта 123.
Правила регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (пункт 1). Принимая решение об указанной выше корректировке, Комиссия, по смыслу Правил, должна учитывать и положения части 5 статьи 15 указанного закона о том, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Пункт 8 Положения не имеет предписаний, которые по своему содержанию противоречат принципам осуществления обязательного медицинского страхования, закрепленным в статье 4 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В оспариваемой части Правила не предусматривают, что несвоевременность необходимой по закону и обоснованной корректировки объемов предоставления медицинской помощи, относящейся к полномочиям Комиссии, должна влечь негативные последствия для медицинской организации.
Правила не регулируют гражданские, арбитражные или административные процессуальные отношения, поэтому довод Общества о том, что изложенные в них нормы нарушают право на справедливое судебное разбирательство, несостоятельны.
Требования административного истца о признании оспариваемых нормативных положений недействующими фактически основаны на его несогласии с конкретным решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования и состоявшимися судебными актами с участием Общества. Вместе с тем проверка законности судебного постановления по конкретному делу, включая оценку доказательств, установленные фактические обстоятельства и применение к ним норм права, не входит в предмет настоящего административного дела, а может быть осуществлена в предусмотренных процессуальным законодательством процедурах обжалования такого акта в вышестоящую судебную инстанцию. При этом из содержания представленных Обществом материалов не следует, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта (его отдельных положений), выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов.
При изложенных обстоятельствах оспариваемые нормативные положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают и не ограничивают прав административного истца в упоминаемых им аспектах.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" о признании частично недействующими пунктов 110, 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н, пункта 8 приложения N 1 "Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования" к данным правилам отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО