ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 10 июля 2002 г. N ГКПИ 2001-916

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда Российской Федерации       Зайцева В.Ю.,
    при секретаре                                    Жуковой И.В.,
    с участием прокурора                           Любимовой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РС сервис-99" о признании незаконным (недействующим) абзаца 2 пункта 12 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах до налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, в редакции от 15 марта 2001 г. N 189,

установил:

Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 года N 914, в редакции от 15 марта 2001 г. N 189, утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила).

Разделом II Правил определен порядок ведения покупателями книги покупок, предназначенной для регистрации счетов - фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) из бюджета.

Согласно абзацу 2 пункта 12 Правил при принятии на учет завершенного капитальным строительством объекта на сумму налога, исчисленную (подлежащую уплате в бюджет) по выполненным с 1 января 2001 года строительно - монтажным работам для собственного потребления в виде разницы между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно - монтажных работ, и суммой налога, уплаченной продавцам по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), использованным при выполнении этих работ для собственного потребления, выписывается счет - фактура в одном экземпляре и регистрируется в книге покупок.

Общество с ограниченной ответственностью "РС сервис-99" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании абзаца 2 пункта 12 Правил недействующим (незаконным), ссылаясь на то, что Правила в оспариваемой части приняты Правительством Российской Федерации с превышением своих полномочий и в противоречие с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Дело неоднократно рассматривалось судебными инстанциями.

Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2002 г. решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2001 г., оставленное без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 сентября 2001 г., об отказе заявителю в удовлетворении требования отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела представители заявителя Пепеляев С.Г., Потапов М.Ю. и Костоев Д.Р. поддержали заявленное требование и просили о его удовлетворении.

Представители Правительства Российской Федерации Елина Н.В. и Леви В.С. заявление ООО "РС сервис-99" не признали и просили суд отказать в его удовлетворении.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Любимовой И.Б., полагавшей требование заявителя удовлетворить, суд находит заявление ООО "РС сервис-99" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет - фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 данного Кодекса.

Налогоплательщик обязан составить счет - фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов - фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения. В счете - фактуре должны быть, в частности, указаны стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету - фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; налоговая ставка; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок. Счета - фактуры, составленные и выставленные с нарушением указанного порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг);

2) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно - монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки.

Порядок определения налоговой базы по операциям, являющимся объектом налогообложения, установлен в статьях 154 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 159 Налогового кодекса Российской Федерации при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, то есть с учетом стоимости использованных товаров (работ, услуг) для выполнения строительно - монтажных работ.

В силу пункта 1 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 данного Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Сумма, полученная в результате сложения сумм налога, исчисленных как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, является общей суммой налога (п. 2 ст. 166 НК РФ).

Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Абзацем 2 пункта 6 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 Кодекса при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Иных правил исчисления налога на добавленную стоимость при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления Налоговый кодекс РФ не содержит.

Таким образом, ни в одной из вышеприведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации не содержится положений, в соответствии с которыми налоговые вычеты должны применяться "в виде разницы".

С учетом изложенного оспариваемое предписание Правил как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации и ограничивающее права налогоплательщиков подлежит признанию незаконным (недействующим).

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "РС сервис-99" удовлетворить.

Признать незаконным и недействующим абзац 2 пункта 12 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, в редакции от 15 марта 2001 г. N 189.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ