ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2022 г. N АКПИ21-1006
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Засеевой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РУС Логистик" о признании недействующими абзацев первого и второго пункта 1.1 и пункта 1.7 раздела 1 части 1 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47-т/5,
установил:
постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 (далее - Постановление) утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2) (далее - Прейскурант). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 9 июля 2003 г., N 4882, и опубликован 28 июля 2003 г. в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 30, и 20 августа 2003 г. в "Российской газете", N 164.
Согласно пункту 1.1 раздела 1 части 1 Прейскуранта Тарифное руководство N 1 разработано в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) и Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и определяет следующие тарифы (абзац первый): на перевозки грузов, выполняемые ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО "РЖД" (далее - инфраструктура ОАО "РЖД") (абзац второй); на услуги по использованию инфраструктуры ОАО "РЖД" (абзац третий). Указанные тарифы применяются на всех участках инфраструктуры ОАО "РЖД" широкой и узкой колеи, принятых в постоянную эксплуатацию, являются обязательными и едиными для всех пользователей услугами ОАО "РЖД" (абзац четвертый). Уровень тарифов устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте (абзац пятый).
Пунктом 1.7 раздела 1 части 1 Прейскуранта установлено, что тариф на перевозку грузов в общем парке вагонов (контейнеров) применяется к вагону (контейнеру) принадлежности ОАО "РЖД", железных дорог государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики, а также арендованному ОАО "РЖД" у других юридических и физических лиц или принадлежащих ОАО "РЖД" на ином вещном праве, параметры которых соответствуют стандартам и отвечают требованиям правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - общий парк вагонов или общий парк контейнеров).
Общество с ограниченной ответственностью "РУС Логистик" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзацев первого и второго пункта 1.1 и пункта 1.7 раздела 1 части 1 Прейскуранта, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы не соответствуют пункту 1 статьи 209, статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 8 Федерального закона N 17-ФЗ, статье 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), являются недостаточно определенными и допускают толкование, при котором суды признают право ОАО "РЖД" на взыскание провозной платы даже в случае, когда ОАО "РЖД" не является перевозчиком.
В обоснование требования административный истец ссылается на выводы, содержащиеся в судебных актах арбитражных судов по делу с участием данного общества, основанные на оспариваемых нормах Прейскуранта. Административный истец считает необоснованным взыскание ОАО "РЖД" платы за международные перевозки груза от станции Маньчжурия до станции Забайкальск, поскольку груз доставлялся по колее 1435 мм локомотивом Китайских железных дорог. Однако судебные инстанции пришли к выводу о том, что в спорных отношениях ОАО "РЖД" выступало в качестве перевозчика и имело во владении вагоны, используемые для осуществления перевозки.
В судебном заседании представитель административного истца С.К.А. просила удовлетворить административное исковое заявление.
Административный ответчик Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), заинтересованные лица ОАО "РЖД" и Минюст России в письменных возражениях на административный иск указали, что Постановление принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением порядка введения его в действие, оспариваемые положения Прейскуранта не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы и не нарушают права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представители ФАС России - А., М., ОАО "РЖД" - В., К., Н. просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Минюст России заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ДВТГ - Терминал" С.К.Н. поддержал административный иск.
Выслушав стороны, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и проверив соответствие нормативного правового акта в оспариваемой части актам большей юридической силы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ) железнодорожные перевозки отнесены к регулируемой им сфере (абзац пятый пункта 1 статьи 4).
В силу положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ и пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 147-ФЗ орган регулирования естественной монополии устанавливает правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в том числе правила установления тарифов, сборов и платы на железнодорожном транспорте.
На дату издания Постановления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с Федеральным законом N 147-ФЗ регулирование деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте, а также государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, являлась Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (далее - ФЭК России) (пункт 1 Положения о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 960 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49).
Во исполнение указанных норм и соблюдением порядка введения в действие ФЭК России принято Постановление, утвердившее Прейскурант.
На основании абзаца седьмого пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" ФЭК России преобразована в Федеральную службу по тарифам (далее - ФСТ России).
В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" ФСТ России упразднена, функции данного органа переданы ФАС России, которая в настоящее время на основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Из пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ следует, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 147-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий вправе в том числе принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных Федеральным законом N 147-ФЗ, в том числе об установлении цен (тарифов), а также устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий.
Статьей 2 Устава определено, что утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции публикуются в тарифных руководствах.
На дату принятия оспариваемого нормативного правового акта процедура установления тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом была предусмотрена Положением об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 194 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 787) (далее - Положение N 194).
Исходя из пунктов 2 и 12 Положения N 194 формирование и осуществление государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки осуществляет в пределах своей компетенции ФЭК России на основании решений Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, а также путем контроля за правильностью применения утвержденных тарифов или их предельного уровня.
На основе указанных норм был разработан Прейскурант, закрепивший порядок определения тарифов на перевозки грузов, выполняемые ОАО "РЖД" по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО "РЖД", и на услуги по использованию инфраструктуры ОАО "РЖД", соответствующий установленному пунктом 11 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 (далее - Положение), принципу дифференциации тарифов, сборов и платы в сфере железнодорожных перевозок.
Положение пункта 1.7 раздела 1 части 1 Прейскуранта основано на нормах Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств от 24 мая 1996 г., утвержденных на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций 24 мая 1996 г. в соответствии с решением пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту от 5 апреля 1996 г., которыми предусмотрено пользование грузовыми вагонами иностранных государств с соответствующей оплатой.
Параграфом 1 статьи 30 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г. (далее - СМГС) также установлено, что провозные платежи исчисляются по тарифам, применяемым перевозчиками, осуществляющими перевозку.
Довод административного истца о несоответствии оспариваемых норм Прейскуранта абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ, основанный на том, что рассчитанная ОАО "РЖД" провозная плата не соответствует себестоимости и уровню рентабельности, обеспечивающему безубыточность деятельности ОАО "РЖД", является несостоятельным, поскольку эти нормы не регулируют порядок расчета провозной платы.
Положений, противоречащих пункту 1 статьи 209, статье 216 ГК РФ, статье 10 Закона о защите конкуренции и допускающих неоднозначное толкование, пункт 1.1 в оспариваемой части и пункт 1.7 раздела 1 части 1 Прейскуранта не содержат.
Учитывая, что оспариваемые положения Прейскуранта соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "РУС Логистик" о признании недействующими абзацев первого и второго пункта 1.1 и пункта 1.7 раздела 1 части 1 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47-т/5, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА