См. Документы Министерства энергетики Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2020 г. N АКПИ20-583

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" о признании частично недействующей главы II Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103,

установил:

приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду, глава II которых устанавливает порядок проведения проверки.

Общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее - ООО "Вертикаль") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующей главы II Правил оценки готовности к отопительному периоду, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат главе 2, а именно: части 16 статьи 10, статьям 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку допускают проведение муниципального контроля без соблюдения требований по проведению проверки на основании распоряжения руководителя контрольного органа, требований по уведомлению проверяемого лица, требований по оформлению результатов проверки.

Как указывает административный истец, ООО "Вертикаль" является управляющей организацией многоквартирным домом, расположенным в г. Москве. Комиссией администрации поселения Московский проведена проверка управляющей организации на предмет готовности многоквартирного дома к отопительному периоду 2019 - 2020 гг. Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2020 г. по делу N А40-2809/2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2020 г., отказано в удовлетворении требований ООО "Вертикаль" о признании незаконными действий администрации поселения Московский, выразившихся в проведении мониторинга жилищного фонда в многоквартирном доме. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали, что порядок проведения проверок, а также порядок оформления результатов проверки, установленный Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не применяется при реализации полномочий органа местного самоуправления по проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии при оценке готовности к отопительному периоду.

Представитель административного истца ООО "Вертикаль" по доверенности С.И. извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители административного ответчика Министерства энергетики Российской Федерации (далее также - Минэнерго России) М., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, фактически являются мониторингом состояния энергоснабжающего оборудования, а не контрольно-надзорной деятельностью и не нарушают права и законные интересы административного истца.

В письменном отзыве представитель заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) указал, что по результатам правовой и антикоррупционной экспертиз нормативный правовой акт зарегистрирован, опубликован в установленном порядке, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав объяснения представителей административного ответчика Минэнерго России М., К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также подпунктом 4.2.14.6 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400, Минэнерго России наделено полномочиями по утверждению правил оценки готовности к отопительному периоду.

Во исполнение предоставленных полномочий Минэнерго России приказом от 12 марта 2013 г. N 103 утвердило Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее - Правила).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 апреля 2013 г., регистрационный номер 28269, опубликован в "Российской газете" 15 мая 2013 г.

Правила определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

Глава II Правил устанавливает порядок проведения проверки. В соответствии с данным порядком проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов. При проверке комиссиями проверяются требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, для потребителей тепловой энергии, для муниципальных образований. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний. О готовности к отопительному периоду составляется паспорт по рекомендуемому образцу, который выдается уполномоченным органом. Организация, не получившая по объектам проверки паспорт, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных замечаний.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют Федеральному закону "О теплоснабжении", Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статьями 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального, городского округа относятся вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относит организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (статья 6).

Регулируя вопросы обеспечения безопасности и надежности теплоснабжения, Федеральный закон "О теплоснабжении" предусматривает проверку готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии, которая осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (часть 6 статьи 20).

Проверке готовности к отопительному периоду в соответствии с частью 1 статьи 20 поименованного Федерального закона подлежат муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

Согласно части 3 статьи 20 названного Федерального закона проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 этой статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта части 16 статьи 10, статьям 14, 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются несостоятельными. Регулируя отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, данный Федеральный закон под муниципальным контролем понимает деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 2). Тогда как в силу частей 2, 3 статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении" проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Проверка осуществляется в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" о признании частично недействующей главы II Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ