См. Документы Федерального агентства железнодорожного транспорта

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2000 г. N ГКПИ 00-1204

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

    Председательствующего Редченко Ю.Д.,     при секретаре Дончило В.В.,     с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по управлению городским имуществом Санкт - Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт - Петербурга, ООО "Северо - западная продовольственная компания", ПО "Нарвский рынок", ООО "Лиговское", ООО "Красносельское" и ООО "Ямса" о признании недействительными пунктов 5, 13, 14, 15 и 17 "Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26ц,

установил:

заявители обратились в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункты Положения противоречат ст. 5 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", Гражданскому и Земельному кодексам РФ, а также "Положению о Министерстве путей сообщения РФ", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 848.

В жалобе при этом, в частности, указывают на то, что при принятии Положения МПС РФ вышло за пределы своей компетенции, поскольку законом ему не предоставлено право распоряжаться, как это следует из оспариваемых пунктов, землями железнодорожного транспорта, в результате чего неправомерно нарушаются их права и законные интересы при решении вопросов о пользовании этими землями.

В судебном заседании представители заявителей Петров Д.В., Сташок О.В., Филатов В.Д. и Керн В.А. предъявленное требование поддержали.

Представители МПС РФ Попов В.В., Китаев Н.А. и Горбунова А.В., Министерства юстиции РФ Меркулова Л.Я. и Жданова Т.А. с заявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые пункты Положения приняты МПС в пределах своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.

С учетом приведенной нормы Закона Министерством путей сообщения РФ Приказом от 15 мая 1999 г. N 26ц было утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог" (далее Положение), из содержания оспариваемых пунктов которого следует, что установление границ и размеров полосы отвода, пересмотр ее границ и размеров, изъятие временно не используемых земельных участков и т.п. осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляется железной дорогой в месячный срок. Договоры об этом подлежат учету железной дорогой.

Возмещение расходов, связанных с содержанием и улучшением земельных участков, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами в соответствии с законодательством РФ.

Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода пользователь земли должен представить железной дороге технический план участка в масштабе с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.

По утверждению представителей МПС РФ железные дороги были созданы более 100 лет назад и их деятельность осуществляется на постоянной основе. Земли в полосе отвода предоставлены железным дорогам со дня их создания в постоянное (бессрочное) пользование, что следует и из приведенной выше нормы Закона "О федеральном железнодорожном транспорте", в связи с чем указание в п. 5 Положения о том, что установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Госкомзема России совместно с железными дорогами, не противоречит закону и "Положению о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г. N 91.

Содержание обжалуемых пунктов 13 - 15 и 17 Положения также не противоречит законодательству РФ, а доводы заявителей на этот счет являются ошибочными и не основанными на законе.

Земли, предоставленные железным дорогам, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта, относятся к федеральной собственности, и региональным органам власти не предоставлено право распоряжаться ими, с чем фактически не согласны заявители.

Эти утверждения поддержали и представители Министерства юстиции РФ.

Приведенные представителями заинтересованных лиц доводы материалами дела не опровергнуты.

Не представлено в их опровержение каких-либо убедительных данных и представителями заявителей.

Кроме того, анализ содержания оспариваемых пунктов Положения также свидетельствует о их соответствии действующему законодательству РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания оспариваемых пунктов Положения недействительными не имеется.

Довод заявителей о том, что МПС РФ при принятии Положения превысило свои полномочия, не может быть принят во внимание, поскольку он ничем не подтвержден и опровергается содержанием соответствующих правовых актов по этому вопросу.

В частности, в Постановлении Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105 и "Инструкции по межеванию земель", утвержденной Роскомземом РФ 8 апреля 1996 г., установлено, что обязанность по установлению границ землепользования в застройке городов и других поселений возложена на территориальные Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

В Положении о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г. N 91, предусмотрено, что Комитет организует межевание земель, выполняет работы по установлению (восстановлению) административно - территориальных границ и их техническое оформление.

Исходя из положений приведенных правовых актов, МПС РФ правомерно указало в п. 5 Положения, что установление границ полосы отвода и их пересмотр осуществляются территориальными органами Госкомзема России совместно с железными дорогами, как пользователями земли, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С учетом приведенных обстоятельств у суда не имеется оснований полагать, что п. 5 Положения в изложенной редакции принят МПС РФ с превышением своих полномочий.

Не может суд согласиться и с утверждением заявителей о том, что законодательством РФ допускается возможность осуществления организациями железнодорожного транспорта только лишь полномочий пользования землями железнодорожного транспорта и только исключительно для осуществления возложенных на них специальных задач, так как оно является ошибочным.

Согласно ч. 1 ст. 73 Земельного кодекса РСФСР порядок использования земель транспорта, входящих в состав земель городов и поселков, определяется законодательством РСФСР.

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона РФ "О федеральном железнодорожном транспорте" определение порядка использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Таким органом власти является МПС РФ, которым этот порядок и был определен.

Учитывая, что согласно ч. 2 ст. 52 Земельного кодекса РСФСР землевладельцы, землепользователи и арендаторы обладают всеми правами собственника земли, за исключением случая, установленного п. 7 ч. 1 настоящей статьи, а также правом на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв и на возмещение убытков, Министерством путей сообщения РФ правомерно в пунктах 13 - 15 и 17 Положения предусмотрены возможность и порядок передачи земельных участков в полосе отвода во временное пользование другим лицам.

Право передачи в срочное пользование земельных участков в полосе отвода предусмотрено за железными дорогами и действующим по настоящее время Положением о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. N 24, в п. 6 которого предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации транспорта могут предоставлять в установленном порядке из закрепленных за ними земель во временное пользование земельные участки другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, складов и иных объектов.

Ссылка заявителей при этом на то, что содержащееся в оспариваемых пунктах Положения право предприятий железнодорожного транспорта на распоряжение переданными им в пользование земельными участками не согласуется с требованиями ст. 49 ГК РСФСР, не может быть признана обоснованной, поскольку в соответствии со ст. ст. 270 и 295 ГК РФ и ст. 4 (п. 2) Закона "О Федеральном железнодорожном транспорте" железные дороги, другие государственные унитарные предприятия могут распоряжаться принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом, но только с согласия МПС, что и предусмотрено оспариваемым Положением.

О праве предприятий транспорта на предоставление служебных наделов для сельскохозяйственного использования земель отдельным категориям работников этих предприятий предусмотрено и ст. 85 Земельного кодекса РФ.

С учетом приведенных норм закона у суда не имеется оснований для вывода об отсутствии у предприятий железнодорожного транспорта права на передачу во временное пользование земельных участков третьим лицам из закрепленных за ними в постоянное пользование земель в полосе отвода.

Нельзя признать обоснованными доводы заявителей в той части, что Комитет по управлению городским имуществом С.-Петербурга и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству в связи с принятием оспариваемого Положения были неправомерно лишены права по распоряжению землями федерального железнодорожного транспорта, входящих в черту города, поскольку в соответствии с законодательством РФ региональным Комитетам не предоставлено право по распоряжению землями федерального железнодорожного транспорта.

То обстоятельство, что часть земель полосы отвода находится в черте города, не дает этим Комитетам права по распоряжению указанными землями, так как они отнесены к землям федерального значения, распоряжение которыми отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в лице МПС РФ (ст. 4 Закона "О федеральном железнодорожном транспорте").

Другие доводы, на которые ссылались представители заявителей в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению заявленного требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Комитета по управлению городским имуществом Санкт - Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт - Петербурга, ООО "Северо - западная продовольственная компания", ПО "Нарвский рынок", ООО "Лиговское", ООО "Красносельское" и ООО "Ямса" о признании недействительными пунктов 5, 13, 14, 15 и 17 "Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", утвержденного Приказом Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. N 26ц, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.