ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2009 г. N ГКПИ09-332
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горбушиной Раисы Васильевны об оспаривании пункта 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713,
установил:
абзацами первым - пятым пункта 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 220 (далее - Правила), предусмотрено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Горбушина Р.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать пункт 16 Правил в данной части недействующим. В заявлении указано, что Правила в оспариваемой части противоречат статьям 70, 71 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку не содержат ссылки на необходимость получения согласия временно отсутствующих членов семьи нанимателя при регистрации граждан по месту жительства, и нарушают право заявителя на жилище.
Представитель заявителя Горбушин Н.А. в судебном заседании поддержал заявление и просил о его удовлетворении.
Представитель Правительства Российской Федерации Шарахова Я.Ю. требование заявителя не признала, ссылаясь на то, что пункт 16 Правил в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Горбушиной Р.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (части первая, четвертая статьи 3).
Таким образом, утверждая оспариваемые Правила, Правительство Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных законодателем.
Доводы заявителя о том, что пункт 16 Правил в оспариваемой части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нельзя признать состоятельными.
Вопросу регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства специально посвящена статья 6 Закона, согласно которой гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Из анализа оспариваемого пункта Правил и приведенного законоположения видно, что пункт 16 Правил воспроизводит законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства, а именно: заявление установленной формы, документ, удостоверяющий личность, и документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Одно из оснований возникновения жилищных прав и обязанностей закреплено в статье 70 Кодекса, устанавливающей, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи (часть 1).
Отсутствие в пункте 16 Правил указания на то, что при вселении в жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, требуется получение согласия в письменной форме временно отсутствующих членов семьи нанимателя, не свидетельствует о незаконности Правил в данной части, поскольку в них закреплена общая, применимая ко всем случаям, норма о представлении гражданином для регистрации по месту жительства документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. При вселении нанимателем в жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, иных лиц таким документом является заявление нанимателя о предоставлении жилого помещения, согласованное в письменной форме с членами его семьи, в том числе временно отсутствующими.
С учетом изложенного Правила в оспариваемой части статьям 70 и 71 Кодекса не противоречат и прав заявителя не нарушают.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации,
решил:
Горбушиной Раисе Васильевне в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ