ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 1998 г. N ГКПИ 98-40
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Федина А.И. народных заседателей Гришкиной Г.С. Мараховского В.И. при секретаре Богатко Л.Н. с участием прокурора Федотовой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Подъяпольского Г.А., Альбека В.В. и Гриценко С.В. на Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1094 "О совершенствовании структуры открытого акционерного общества "Угольная компания "Прокопьевскуголь",
установила:
Акционеры открытого акционерного общества "Шахта имени Дзержинского" Подъяпольский Г.А., Альбек В.В. и Гриценко С.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором поставили вопрос о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1094 "О совершенствовании структуры открытого акционерного общества "Угольная компания "Прокопьевскуголь" по мотиву несоответствия его Закону РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 3 июля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Представители Правительства Российской Федерации возражали против удовлетворения жалобы, сославшись на то, что обжалованное Постановление в части внесения в уставный капитал открытого акционерного общества "Угольная компания "Прокопьевскуголь" закрепленных в федеральной собственности акций акционерного общества "Шахта им. Ф.Э. Дзержинского" (в том числе и 10% акций, составляющие фонд акционирования работников предприятия (ФАРП)) в счет оплаты акций, дополнительно выпускаемых компанией, не противоречит требованиям закона и соответствует другим правительственным постановлениям и Указам Президента Российской Федерации.
Заслушав объяснения Альбека В.В. и представителя интересов Подъяпольского Г.А. и Гриценко С.В. - Русаковой Г.П., поддержавших жалобу, объяснения представителей Правительства Российской Федерации Климова С.Л., Никонычевой Н.А., Черковца Б.А. и Соколова А.П., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Верховный Суд Российской Федерации находит жалобу заявителей не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Требование о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. заявители обосновали тем, что в нарушение действующего законодательства они как акционеры АООТ "Шахта им. Ф.Э. Дзержинского" и лица, состоящие в трудовых отношениях с этим предприятием, были данным актом Правительства Российской Федерации лишены права на выкуп части акций шахты из 10% акций, предназначавшихся для продажи членам трудового коллектива и составлявших фонд акционирования работников предприятия (ФАРП), поскольку в результате принятия обжалуемого Постановления Правительства Российской Федерации закрепленные в федеральной собственности акции акционерных обществ (в том числе и 35% акций АООТ "Шахта им. Ф.Э. Дзержинского") были внесены в уставный капитал открытого акционерного общества "Угольная компания "Прокопьевскуголь" в счет оплаты акций, дополнительно выпускаемых компанией. В числе этих акций шахты имелись и 10% акций, предназначенных для продажи работникам предприятия.
Между тем согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Заявители в настоящем судебном заседании не представили доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что у них возникло право на выкуп акций из 10% блока акций, предназначенных для продажи работникам шахты и составляющих фонд акционирования работников предприятия (ФАРП), а следовательно, и были нарушены их права на такой выкуп акций обжалуемым актом Правительства Российской Федерации.
Действительно, согласно плану приватизации шахты им. Ф.Э. Дзержинского ассоциации "Прокопьевскгидроуголь", согласованному с Прокопьевским городским Советом народных депутатов и утвержденному решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области 5 июля 1993 г., из закрепленных на 3 года в федеральной собственности 35% акций этой шахты 10% акций было зарезервировано для образования ФАРП шахты (л.д.-ЗЗ).
Однако в соответствии с п. 5.3.9 "Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, получение (продажа) акций из ФАРП осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и настоящей Программой; передача акций из ФАРП осуществляется в случае реализации не менее 80% акций; ФАРП формируется на срок не более 2 лет с момента регистрации акционерного общества.
Зарезервированный на 3 года пакет акций в размере 35% был включен в "Перечень акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1995 г.
Заявители не представили суду доказательств, которые бы свидетельствовали о реализации зарезервированного в федеральной собственности пакета акций в размере 35%.
Кроме того, в приведенном выше плане приватизации шахты не указан срок формирования ФАРПа.
Акционерное общество открытого типа "Шахта им. Ф.Э. Дзержинского" было зарегистрировано 3 марта 1994 г.
Следовательно, даже максимальный двухгодичный срок формирования ФАРПа, предусмотренный указанным выше нормативным актом, истек 4 марта 1996 г.
До этого времени (и вплоть до принятия Правительством Российской Федерации оспоренного заявителями акта) зарезервированные в федеральной собственности акции (35%) не реализовывались.
В соответствии с п. п. 7 - 8 "Порядка формирования фондов акционирования работников предприятия", утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 9 марта 1993 г. N 213, акции ФАРП реализуются после завершения продажи фондом имущества акций акционерного общества (кроме акций ФАРП), находящихся в государственной, муниципальной собственности; в случаях продажи акций акционерного общества за приватизационные чеки (за исключением акций, продаваемых членам трудового коллектива приватизируемого предприятия) 10 процентов средств, полученных от продажи акций, резервируется соответствующим фондом имущества на специальном счете, блокируемом до момента реализации фондом имущества всех акций (кроме акций ФАРП), находящихся в государственной, муниципальной собственности; исходя из суммы вырученных средств и продажной цены акции по каждой сделке фонд имущества определяет количество акций, подлежащих передаче из ФАРП лицам, имеющим личные лицевые счета приватизации работников предприятия.
Согласно ч. II пункта 9 указанного выше "Порядка формирования фондов акционирования работников предприятия" цена продаваемых акций из ФАРП определяется путем деления общей суммы денежных средств, полученных соответствующим фондом имущества от продажи акций данного акционерного общества, находящихся в государственной, муниципальной собственности (кроме акций ФАРП), на общее количество акций, проданных за денежные средства.
Указанные положения нормативного акта при том, что зарезервированные в федеральной собственности 25% акций (без учета 10% ФАРП) не продавались ко дню принятия Правительством Российской Федерации оспоренного заявителями акта, также свидетельствуют о невозможности продажи акций ФАРП работникам шахты, а следовательно, об отсутствии у заявителей права на выкуп акций из ФАРП.
Приведенные нормативные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о порядке и условиях и возможности реализации акций ФАРП не противоречат положениям закона, регулировавшего данный вопрос.
Ко дню утверждения плана приватизации шахты им. Ф.Э. Дзержинского и ко дню регистрации акционерного общества этой шахты действовала ст. 25 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (в редакции Закона Российской Федерации от 5 июня 1992 г.), которая указывала лишь на то, что работники акционерных обществ (товариществ) имеют право приобретать акции (паи) из фондов акционирования работников предприятия (ФАРП), если таковые сформированы как доля уставного капитала предприятия в соответствии с планом приватизации.
Ни об условиях, ни о порядке реализации такого права указанный Закон никаких положений не содержал.
Вступивший 2 августа 1997 г. в действие Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" прекратил действие Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".
Таким образом, на день принятия Правительством Российской Федерации оспоренного заявителями Постановления о закрепленных в федеральной собственности акций акционерного общества "Шахта им. Ф.Э. Дзержинского" в уставный капитал компании "Прокопьевскуголь" ст. 25 прежнего Закона о приватизации не действовала, а вновь принятый Федеральный закон вообще не предусматривал положений о ФАРП и о праве работников предприятий на приобретение акций из ФАРП.
Обжалованное в суде Постановление Правительства Российской Федерации принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 февраля 1996 г. N 168 "О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры угольной промышленности Российской Федерации".
Этим Указом Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации обеспечивать внесение в уставные капиталы угольных компаний пакетов акций зависимых от соответствующих угольных компаний акционерных обществ, а также закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации на основе государственных предприятий угольной промышленности, при наличии решения общего собрания акционеров угольных компаний об увеличении их уставных капиталов (независимо от доли государства) путем дополнительной эмиссии акций, оплачиваемых находящимися в федеральной собственности акциями.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1094 полностью соответствует Указу Президента Российской Федерации от 9 февраля 1996 г. N 168 и не противоречит закону, а следовательно, и не нарушает права заявителей.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Подъяпольскому Геннадию Александровичу, Альбеку Владимиру Владимировичу и Гриценко Сергею Васильевичу отказать в удовлетворении жалобы на Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1094 "О совершенствовании структуры открытого акционерного общества "Угольная компания "Прокопьевскуголь".
Решение суда обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.