ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 января 2019 г. N АКПИ18-1138

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шекснинский имущественный комплекс" о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 12 января 2018 г. N 5 "Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",

установил:

согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 января 2018 г. N 5 (далее - Постановление) в случае если в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, и юридических лиц иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, в отношении таких лиц не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения, предусмотренные подпунктами "л.2", "н.1" - "н.3" и "о" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при условии соблюдения требования, предусмотренного абзацем пятым пункта 2 статьи 7.1 указанного Федерального закона.

Общество с ограниченной ответственностью "Шекснинский имущественный комплекс" (далее - ООО "ШИК") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления в части запрета на размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, предусмотренных подпунктом "о" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат положениям пункта 2.1 статьи 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку накладывают запрет на размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, предусмотренных данной нормой (пунктом 2.1 статьи 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Как указывает административный истец, поскольку по состоянию на 14 августа 2018 г. в Едином государственном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее также - Реестр) не были размещены сообщения, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (не опубликованы уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Реестр), ООО "ШИК" заключило с ООО "Грейнлюкс" договоры: от 9 июня 2018 г. N 23/2018 (договор аренды имущества), от 14 августа 2018 г. N 06/08-1 (договор поставки), от 14 августа 2018 г. N 01/2018-Х (договор на оказание услуг по хранению семян рапса), не опасаясь, что данные договоры могут быть оспорены по основаниям, предусмотренным главой III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Однако на основании оспариваемых положений нормативного правового акта в Реестре не была опубликована в открытом доступе информация о сообщении акционерного общества "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" ("АО "МСП Банк") N 03271886 о намерении обратиться в суд с заявлением о признании ООО "Грейнлюкс" несостоятельным (банкротом) в связи с тем, что в отношении АО "МСП Банк" введены меры ограничительного характера. Отсутствие сообщения АО "МСП Банк" в открытом доступе нарушило права и законные интересы ООО "ШИК", поскольку административный истец, лишенный возможности своевременно ознакомиться с указанным сообщением банка, заключил с ООО "Грейнлюкс" договоры в период подозрительности, что повлечет за собой оспаривание данных сделок. Кроме того, ООО "ШИК" лишено правомочий первого заявителя по делу о банкротстве должника.

В суде представители административного истца Л.А.А., П. поддержали заявленные требования и пояснили суду, что 15 августа 2018 г. на сайте Реестра было опубликовано сообщение N 03303839 АО "АтомЭнергоСбыт" о намерении обратиться в суд с заявлением о признании ООО "Грейнлюкс" несостоятельным (банкротом). Поскольку на момент опубликования сообщения АО "АтомЭнергоСбыт" ООО "ШИК" уже вступило в долгосрочные правоотношения с ООО "Грейнлюкс", административным истцом было принято решение о выкупе задолженности ООО "Грейнлюкс" перед АО "АтомЭнергоСбыт" в целях получения полномочий первого заявителя по делу о банкротстве. Однако по информации, содержащейся в личном кабинете АО "МСП Банк", 25 июля 2018 г. было опубликовано сообщение N 03271886 о намерении обратиться в суд с заявлением о признании ООО "Грейнлюкс" несостоятельным (банкротом) без размещения на открытом сайте Реестра. В связи с этим ООО "ШИК" принимало важные хозяйственные решения о заключении договоров с ООО "Грейнлюкс" и АО "АтомЭнергоСбыт", руководствуясь недостоверной информацией.

Кроме того, 28 декабря 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг", которым внесены изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и его статья 7.1 дополнена пунктом 2.1, предусматривающим право Правительства Российской Федерации определить случаи, в которых сведения о юридических лицах, указанные в подпунктах "л.2", "н.1", "н.2", "н.3" и "о" (за исключением сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях) пункта 7 данной статьи, не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также лиц, указанные сведения о которых не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Правительство Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве административного ответчика, поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации (поручение от 28 ноября 2018 г. N КЧ-П13-8401).

Представитель Правительства Российской Федерации Л.А.О. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца Л.А.А., П., административного ответчика Правительства Российской Федерации Л.А.О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

Регулируя отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в статье 7.1 определяет порядок опубликования сведений, предусмотренных названным Федеральным законом. Согласно пункту 1 данной статьи сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, вносятся в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.

Федеральный законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право определять случаи, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 2.1 статьи 7.1).

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 12 января 2018 г. издало Постановление, направленное на снижение рисков дискриминации российских юридических лиц и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в отношении которых иностранными государствами введены меры ограничительного характера.

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 17 января 2018 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 22 января 2018 г., N 4.

Как установлено судом, Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внесены изменения, а именно: статья 7.1 дополнена пунктом 2.1, предусматривающим право Правительства Российской Федерации определить случаи, в которых сведения о юридических лицах, указанные в подпунктах "л.2", "н.1", "н.2", "н.3" и "о" (за исключением сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях) пункта 7 данной статьи, не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также лиц, указанные сведения о которых не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, на момент рассмотрения судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта изменилось законодательство, регулирующее порядок опубликования сведений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", сняты ограничения на опубликование в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях. Изменения, касающиеся порядка опубликования сведений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вступили в силу с 28 декабря 2018 г., с данного момента оспариваемые положения Постановления вступили в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При подаче административного искового заявления ООО "ШИК" уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб. согласно платежному поручению от 17 октября 2018 г. N 387.

Учитывая, что Правительство Российской Федерации не является юридическим лицом, расходы административного истца по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с Министерства экономического развития Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ , Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Шекснинский имущественный комплекс" удовлетворить:

признать недействующим с 28 декабря 2018 г. постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 2018 г. N 5 "Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в части, исключающей размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о юридических лицах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях.

Взыскать с Министерства экономического развития Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Шекснинский имущественный комплекс" расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 руб.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

А.М.НАЗАРОВА