ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 сентября 2015 г. N АКПИ15-727

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Х.Я. о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 13 изменений, которые вносятся в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1204,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1204 утверждены изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее - Изменения). Постановление опубликовано 3 декабря 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации.

Согласно подпункту "в" пункта 13 Изменений второе предложение пункта 21 приложения N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы изложено в следующей редакции: "В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.".

Х.Я. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "в" пункта 13 Изменений в части, предусматривающей включение в первую очередь в качестве участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - Подпрограмма) федеральной целевой программы "Жилище" (далее - Программа) многодетных семей, имеющих 3 и более детей, ссылаясь на то, что он противоречит статьям 2 и 3 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", поскольку Правительство Российской Федерации нарушило основной принцип своей деятельности - верховенство Конституции Российской Федерации, которой предусмотрено, что закон, ухудшающий положение гражданина, существовавшее до его принятия, не может быть применим (часть 1 статьи 54), и не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (часть 2 статьи 55). В обоснование своего требования заявитель указала, что оспариваемая норма улучшила положение многодетных семей, уже имеющих ряд льгот в сфере жилья, одновременно нарушив ее права как участника Подпрограммы, поскольку автоматически отодвинула ее порядковый номер в списке претендентов на получение субсидии, увеличив период получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения на неопределенный срок.

В судебном заседании представитель заявителя Х.И. поддержала заявленное требование по мотивам, изложенным в заявлении.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), представляющее в соответствии с поручением от 24 августа 2015 г. N СП-П9-5778 интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях указало, что оспариваемое положение действующему законодательству не противоречит, права и законные интересы заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения представителя заявителя, возражения представителя Правительства Российской Федерации К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 г. N 738-О-О, от 19 октября 2010 г. N 1333-О-О, от 14 июля 2011 г. N 988-О-О, от 16 июля 2013 г. N 1195-О и др.).

Правительство Российской Федерации в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем вправе принимать федеральные целевые программы на конкретные промежутки времени. Принимая на соответствующий период федеральную целевую программу, преследующую схожие цели с ранее закончившей свое действие программой, Правительство Российской Федерации вправе каждый раз определять порядок и условия ее реализации.

Во исполнение предписаний части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 г. N 1050 утвердило Программу, а в качестве ее составной части - Подпрограмму, включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Закрепляя в Правилах порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат, Правительство Российской Федерации было вправе определить, что в первую очередь в списки молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, включаются молодые семьи - участники Подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., что и было реализовано Правительством Российской Федерации в пункте 21 данных правил.

Установленный Правилами круг лиц, имеющих право на первоочередное включение в списки, был дополнен указанием о молодых семьях, имеющих 3 и более детей (подпункт "в" пункта 13 Изменений). Принимая данную норму, Правительство Российской Федерации фактически расширило круг лиц, имеющих право претендовать на получение указанной социальной выплаты в рамках Подпрограммы, повысив тем самым уровень социальной защиты молодых семей и улучшив их положение.

Довод заявителя о том, что оспариваемое предписание позволяет органам местного самоуправления при составлении списка молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, ежегодно добавлять в начало списка новые молодые семьи, имеющие 3 и более детей, нельзя признать состоятельным, так как такой вывод из его буквального содержания не следует. Первым предложением пункта 21 Правил предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, Правила непосредственно порядок формирования указанного списка молодых семей не регламентируют.

Кроме того, доводы, приведенные заявителем в обоснование своей позиции, фактически сводятся к проверке конституционности оспариваемой нормы. Между тем разрешение подобных вопросов в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" отнесено к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

В силу части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Х.Я. о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 13 изменений, которые вносятся в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1204, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА