См. Документы Министерства обороны Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2008 г. N ВКПИ08-37

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Соловьева А.И., при секретаре лейтенанте юстиции Г., с участием представителей Министра обороны Российской Федерации старшего юрисконсульта 1 направления 2 управления Главного правового управления Минобороны РФ подполковника юстиции П., Министерства юстиции Российской Федерации - главного специалиста-эксперта отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в правоохранительной и социальной сферах Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Минюста РФ М. и старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего Министерства обороны РФ Д. о признании пункта 9 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (приложение N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235, зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 июня 2005 года N 6819), противоречащим абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в части увеличения выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, лишь при наличии детей в возрасте до 18 лет, если они не учатся в общеобразовательных учреждениях по очной форме обучения и не инвалиды,

установила:

Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать пункт 9 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (приложение N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235, зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 июня 2005 года N 6819), противоречащим абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в части порядка выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и недействующим со дня его принятия.

По мнению заявителя, Министр обороны превысил свои полномочия при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, установив пунктом 9 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ указанного постановления дополнительное условие для выплаты компенсации за поднаем жилья, в соответствии с которым выплата социальных гарантий и компенсаций на детей, если они не учатся в общеобразовательных учреждениях по очной форме обучения и не инвалиды, производится только до 18 лет. Однако в данном постановлении Правительства РФ, принятом в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", возрастной ценз для выплаты компенсации за поднаем жилья членам семьи совместно проживающих с уволенным военнослужащим, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года, не предусмотрен.

При этом заявитель обращает внимание на то, что в других министерствах и ведомствах Российской Федерации, в том числе ФСБ, МВД, МЧС, где предусмотрена военная служба, возрастной ценз на детей для выплаты подобных компенсаций не установлен.

В возражениях на заявление представители Министра обороны и Министерства юстиции Российской Федерации П. и М., полагая, что пункт 9 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, соответствует действующему законодательству, просили суд в удовлетворении необоснованных требований Д. отказать.

Заявление Д., с учетом мнения лиц, участвующих в деле рассмотрено в отсутствие заявителя, просившего рассмотреть изложенные им требования без его участия.

Представитель Министра обороны РФ П., возражая против удовлетворения требований Д., в суде заявил, что Правительство РФ, приняв постановление от 31 декабря 2004 года N 909, положений Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" не нарушило.

По мнению представителя Министерства юстиции М., отнесение к членам семьи военнослужащих определенных категорий граждан имеет четкую законодательную регламентацию в ст. 2 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поэтому заявитель ошибочно полагает, что в п. 9 Инструкции (утверждена приказом МО РФ от 16.06.2005 N 235) введено дополнительное условие для получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Указанный приказ прошел государственную регистрацию и признан соответствующим законодательству.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Министра обороны, Министерства юстиции Российской Федерации, заключение старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б., полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Д. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 статьи 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, им предусмотрена ежемесячная выплата денежной компенсации за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые предписано определить Правительству Российской Федерации.

Принимая 31 декабря 2004 года Постановление N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, Правительство Российской Федерации, руководствуясь вышеназванной нормой Федерального закона "О статусе военнослужащих", обязало Министерство обороны РФ разработать и согласовать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и не обеспеченных жилыми помещениями, необходимые вопросы для принятия решения о выплате им и членам семьи денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Согласно пункту 9 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (приложение N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235), при определении прав граждан, уволенных с военной службы, на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в увеличенном размере к членам семьи гражданина, уволенного с военной службы, отнесены лица, указанные в статье 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В силу указанной статьи закона, к членам семьи граждан, уволенных с военной службы, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Правительство Российской Федерации, установив порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, уволенным с военной службы, и членам их семей, действовало строго в пределах своих полномочий, наделенных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

В абзаце 2 пункта 14 статьи 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" действительно отсутствует ссылка на ограничение возраста детей военнослужащих, на которых при определенных условиях может начисляться денежная компенсация, однако это обстоятельство не вызывалось необходимостью, поскольку в этом же законе (ст. 2) дан четкий перечень лиц, которые относятся к членам семьи военнослужащего.

Сам по себе факт наличия в пункте 9 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года N 235, ссылки на ст. 2 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" не может являться основанием для признания этой нормы противоречащей абз. 2 п. 14 ст. 15 названного закона.

Вопреки утверждению заявителя, в других федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в увеличенном размере возникает у гражданина, уволенного с военной службы, также при наличии определенного количества членов семьи, указанных в ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,

решила:

В удовлетворении заявления Д. о признании пункта 9 "Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909" (приложение N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235), противоречащим абз. 2 пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Генерал-майор юстиции
А.И.СОЛОВЬЕВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области