См. Документы Министерства обороны Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 ноября 2019 г. N АКПИ19-665

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. о признании не действующими пунктов 22, 24 (в части), 27 (в части) Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400,

установил:

приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее - Инструкция). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 12 ноября 2007 г., регистрационный номер 10454, и опубликован в "Российской газете" от 19 и 22 декабря 2007 г. N 284, 288.

Согласно пункту 22 Инструкции изучение граждан проводится в целях обеспечения призывных комиссий объективными и полными данными для обоснованного принятия в отношении каждого из них решения о призыве на военную службу и рациональном распределении их по видам, родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам или иного решения, предусмотренного Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Пунктом 24 Инструкции предусмотрено, что граждане изучаются в ходе планомерного накопления и систематизации сведений о состоянии их здоровья и физическом развитии, психологических и морально-деловых качествах, образовании, профессиональной подготовке, семейном положении путем:

анализа документов, содержащих сведения о гражданине, представленных им и полученных от организаций, где работает (учится) гражданин, от медицинских учреждений и учреждений федеральной медико-социальной экспертизы, органов внутренних дел, органов дознания, органов предварительного следствия и федеральных судов, органов записи актов гражданского состояния, общественных организаций, в которых проводится подготовка граждан к военной службе, от организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, и образовательных учреждений, в которых проводится подготовка граждан по военно-учетным специальностям;

индивидуальных бесед с гражданином, его родителями (другими законными представителями), представителями администрации организации (преподавателями образовательного учреждения), в которой он работает (учится);

социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

К изучению граждан по решению военного комиссара привлекаются военнослужащие военного комиссариата, а также гражданский персонал из числа офицеров запаса и в отставке.

Изучение проводится непосредственно по месту жительства и работы (учебы) гражданина, а также путем вызова его и приглашения родителей (других законных представителей) в военный комиссариат.

Пунктом 27 Инструкции установлено, что по итогам проведенного изучения должен быть объективно оценен каждый призывник. Результаты изучения документов, характеризующих гражданина, бесед с ним и его родственниками, социально-психологического изучения отражаются в листе изучения призывника (приложение N 6 к Инструкции).

Изучение гражданина должно быть завершено не позднее 20 дней до начала очередного призыва, вызову на который этот гражданин подлежит.

В., которому предоставлена отсрочка от призыва на военную службу вследствие признания его временно негодным к военной службе по состоянию здоровья, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими: пункт 22; абзацы первый, второй (в части слов "полученных от... общественных организаций, в которых проводится подготовка граждан к военной службе, от организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений"), третий (в части слов "представителями администрации организации (преподавателями образовательного учреждения), в котором он работает (учится)"), шестой (в части слов "непосредственно по месту жительства и работы (учебы) гражданина") пункта 24; абзац первый (в части слов "его родственниками, социально-психологического изучения") пункта 27 Инструкции, ссылаясь на их противоречие абзацу первому пункта 1 статьи 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьям 5, 6, 9, 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

В обоснование своего требования он указывает, что пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены два основания для принятия призывной комиссией решения: результаты медицинского освидетельствования и результаты профессионального психологического отбора; никакие иные сведения не могут повлиять на выносимые решения. По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения наделяют военный комиссариат правом на сбор информации о частной жизни призывника и обработку его персональных данных без преследования указанных в законе целей и оснований, поэтому нарушают его права и законные интересы.

В письменных возражениях Министерство обороны Российской Федерации (далее также - Минобороны России) и Минюст России указали, что нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и охраняемых законом интересов административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца К. поддержал заявленное требование.

Представитель Минобороны России И., представитель Минюста России М. возражали против удовлетворения административного иска.

Выслушав объяснения представителя административного истца К., возражения представителя Министерства обороны Российской Федерации И., представителя Министерства юстиции Российской Федерации М., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", как следует из его преамбулы, осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Указанный закон регламентирует организацию воинского учета, включая первоначальную постановку граждан на воинский учет и их обязанности по воинскому учету (статьи 8, 9, 10), организацию призыва граждан на военную службу (статья 26). При этом пунктом 4 статьи 26 предусмотрено, что порядок призыва граждан на военную службу определяется названным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 11 ноября 2006 г. N 663 утвердило Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.

Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 16 августа 2004 г. N 1082, определено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, к полномочиям которого относится координация проведения в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету; организация совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, их призыв и прием на военную службу. Министр обороны Российской Федерации издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты (пункт 1, подпункты 30, 33 пункта 7, подпункт 1 пункта 8, подпункт 7 пункта 10).

Инструкция утверждена компетентным должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации, в пределах предоставленных ему полномочий и в порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден. Данные обстоятельства ранее установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2008 г. N ГКПИ08-1339.

Лишены правовых оснований доводы административного истца о противоречии оспариваемых нормативных положений абзацу первому пункта 1 статьи 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", статьям 5, 6, 9, 10 Федерального закона "О персональных данных".

Оспариваемые пункты Инструкции определяют цели изучения граждан, порядок его проведения, оценки и закрепления результатов такого изучения и не содержат, как ошибочно полагает административный истец, норм, противоречащих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Вопреки доводам административного истца сбор военным комиссариатом необходимой информации о призывнике и обработка его персональных данных преследуют установленную законом цель и осуществляются по предусмотренным законом основаниям.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации устанавливается в целях обороны (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне").

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Пункт 4 статьи 8 названного закона определяет сведения о гражданине, которые должны содержаться в документах воинского учета. Кроме прочего, это сведения о месте жительства и (или) месте пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания; о семейном положении; об образовании; о месте работы (учебы); о годности к военной службе по состоянию здоровья; о профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях; об основных антропометрических данных; о прохождении военных сборов; о наличии военно-учетных и гражданских специальностей; о наличии спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания; иные (в том числе биометрические) персональные данные, определенные Положением о воинском учете.

Необходимость представления таких сведений вытекает и из пункта 6 статьи 9 этого закона, обязывающего комиссию по постановке граждан на воинский учет организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям.

Сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" (пункт 5 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.

Из содержания пунктов 1 и 2 части 1 статьи 6, статьи 9 названного закона следует, что обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъекта персональных данных, за исключением отдельных случаев. В частности, не требуется согласия субъекта персональных данных в случае обработки персональных данных на основании федерального закона, необходимой для достижения целей осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. В силу пункта 7 части 2 статьи 10 Федерального закона "О персональных данных" обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни допускается, если обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне.

Призыв на военную службу граждан согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Предусмотренное пунктом 22 Инструкции изучение граждан позволяет обеспечить призывные комиссии объективными и полными данными для обоснованного принятия в отношении каждого из них решения о призыве на военную службу и рациональном распределении их по видам, родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам или иного, предусмотренного законом, решения. Подобное изучение преследует установленную законом цель, в том числе обеспечение воинского учета.

В свою очередь, соответствуют требованиям закона и оспариваемые положения пункта 24 Инструкции о планомерном накоплении и систематизации сведений о состоянии здоровья и физическом развитии, психологических и морально-деловых качествах, образовании, профессиональной подготовке, семейном положении гражданина путем анализа документов, содержащих сведения о нем, полученных в том числе от общественных организаций, в которых проводится подготовка граждан к военной службе, организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, индивидуальных бесед с его родителями (другими законными представителями), представителями администрации организации (преподавателями образовательного учреждения), в которой он работает (учится).

Получение военными комиссариатами определенной информации от организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, предусмотрена Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 2 статьи 4 которого руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.

Приведенный закон предусматривает и учет призывными комиссиями подготовки, полученной гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, общественно-государственных организациях, осуществляющих военно-патриотическое воспитание и организующих соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта, при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

Результаты изучения документов, характеризующих гражданина, бесед с ним и его родственниками, социально-психологического изучения согласно абзацу первому пункта 27 Инструкции отражаются в листе изучения призывника, то есть используются для включения в документы воинского учета данных, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 4 статьи 8).

В соответствии с пунктом 1 статьи 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым этого пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.

Изучение граждан военными комиссариатами осуществляется в пределах предоставленных им федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе", "О персональных данных" полномочий в соответствии с основами обороны, предусмотренными Федеральным законом "Об обороне", в целях которой установлена воинская обязанность, и принципами обработки персональных данных.

При изложенных обстоятельствах оспариваемые нормативные положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления В. о признании не действующими пунктов 22, 24 (в части), 27 (в части) Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО