См. Документы Министерства обороны Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2007 г. N ВКПИ07-26

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С., при секретаре капитане юстиции Старкове Д.М., с участием военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Зарубина О.В., представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности подполковника юстиции Савицкого А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании недействующим п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", в части, касающейся снятия военнослужащих с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случае получения служебного помещения по нормам,

установил:

Р. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что пункт 31 Инструкции в оспариваемой части противоречит пункту 25 той же Инструкции, согласно которому в соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР признаются нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежат учету военнослужащие, имеющие, помимо перечисленных в пункте, иные основания для признания их таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, Р. утверждает, что п. 31 Инструкции в оспариваемой части противоречит положениям п. п. 6, 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054) (далее - Правила) и указывает, что он обеспечен служебным жилым помещением, находящимся в закрытом военном городке, которое не является жилым помещением для постоянного проживания, что дает ему основание быть признанным нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Р. настаивает на том, что обжалуемый им п. 31 Инструкции в оспариваемой части нарушает его права, поскольку на основании этого пункта при получении служебного жилого помещения в июне 2004 года он был исключен из списка очередников войсковой части 92154 на получение жилого помещения для постоянного проживания. Вместе с тем в декабре 2004 года у заявителя появилось льготное основание для увольнения, и поскольку его выслуга составляет более 10 лет, он имеет право на получение жилого помещения для постоянного проживания, однако для этого ему повторно необходимо подавать рапорт по команде о постановке его на учет нуждающихся в получении жилого помещения и предоставлять необходимые документы.

В заключение заявления Р. просит проверить законность и обоснованность применительно к действующему законодательству РФ пункта 31 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", в оспариваемой части и признать его недействующим с момента опубликования.

Кроме того, заявитель просит обязать ответчика возместить ему судебные расходы на услуги почтовой связи и оплату государственной пошлины.

Заявитель Р. в судебное заседание не прибыл и просил рассмотреть заявление без его участия.

Представитель Министра обороны РФ подполковник юстиции Савицкий возражал против удовлетворения заявления Р., указав, что Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80, издана в соответствии с полномочиями Министра обороны РФ и не нарушает права заявителя.

Выслушав представителя Министерства обороны Российской Федерации подполковника юстиции Савицкого А.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора полковника юстиции Зарубина О.В., полагавшего необходимым жалобу заявителя оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082) Министерство обороны РФ осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности и в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

В соответствии с подпунктом 68 пункта 7 Положения Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.

Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны РФ права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, включая регламентирование вопросов, связанных с порядком постановки на учет и порядком учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом специфики военного ведомства.

Таким нормативным правовым актом является Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, зарегистрированный в Минюсте РФ 7 июня 2000 года, N 2260, утвердивший Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Исходя из изложенного, военнослужащие указанной категории при получении служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утрачивают основания для оставления их на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы и в соответствии с п. 31 Инструкции указанные военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы.

Вместе с тем в случае достижения указанной категории военнослужащих общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более им предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.

Пунктами 6, 7 Правил установлен перечень граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства и основания для признания их таковыми.

При этом согласно п. 27 Инструкции при рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что п. 31 Инструкции в оспариваемой части не противоречит положениям п. п. 6, 7 Правил, поскольку регламентирует порядок снятия с учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по месту прохождения военной службы, тогда как Правила регламентируют учет военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Утверждение заявителя о том, что п. 31 Инструкции в оспариваемой части противоречит п. 25 той же Инструкции, является беспредметным.

В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из этого следует, что гражданин вправе обратиться с заявлением в порядке главы 24 ГПК РФ, если оспариваемый нормативный акт не только нарушает его права и свободы, гарантируемые Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, но и противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.

Однако из заявления Р. видно, что он просит признать недействующим пункт 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", в связи с тем, что он противоречит пункту 25 той же Инструкции.

Учитывая, что указанные заявителем положения не имеют приоритета, они не могут быть проверены в порядке гражданского судопроизводства на предмет соответствия друг другу.

Более того, Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Жилищный кодекс РСФСР, на который ссылается пункт 25 Инструкции, с 1 марта 2005 года признан утратившим силу. При этом в действующем Жилищном кодексе РФ список оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51) является исчерпывающим и не содержит дополнительных оснований для признания их таковыми в соответствии с другими нормами законодательства РФ.

На основании изложенного необходимо прийти к выводу о том, что обжалуемый заявителем п. 31 Инструкции в оспариваемой части по указанным в заявлении Р. основаниям законодательству Российской Федерации не противоречит.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку требования заявителя не подлежат удовлетворению, судебные расходы, понесенные заявителем, также не подлежат возмещению.

Руководствуясь ст. 98, 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ

решил:

Р. в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", в части, касающейся снятия военнослужащих с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случае получения служебного помещения по нормам, отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.ШАЛЯКИН

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области