ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2011 г. N ГКПИ11-1863

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре И.О.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании частично недействующими пунктов 1, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 г. N 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом",

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 г. N 14 (в редакции от 24 февраля 2010 г.) "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом" (далее - Постановление от 5 января 1995 г. N 14) установлено, что решения о продаже, мене, залоге, дарении, изъятии (за исключением случаев принудительного взыскания по решению компетентных органов) недвижимого имущества, находящегося за рубежом и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев и акций, принадлежащих Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах, принимаются Правительством Российской Федерации на основании совместного представления Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и федерального органа исполнительной власти, на который в соответствии с действующим законодательством возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В таком же порядке принимаются решения о перераспределении указанного имущества между государственными предприятиями, казенными заводами (казенными фабриками, казенными хозяйствами) и учреждениями Российской Федерации (абзац первый пункта 1); при приватизации государственных предприятий Российской Федерации закрепленное на их балансе имущество, находящееся за рубежом, в том числе ценные бумаги, доли, паи и акции в находящихся за рубежом юридических лицах, приобретенное за счет средств федерального бюджета, не подлежит включению в уставный капитал акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования государственных предприятий, и продаже на конкурсах и аукционах (абзац первый пункта 6).

Н. оспорила Постановление от 5 января 1995 г. N 14 в Верховном Суде Российской Федерации, просит признать недействующими абзац первый пункта 1 в части, устанавливающей порядок принятия решения о продаже недвижимого имущества, находящегося за рубежом и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев и акций, принадлежащих Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах, и абзац первый пункта 6 в полном объеме. Ссылается на их несоответствие требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии", в соответствии с которыми порядок отчуждения федерального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, может быть установлен только федеральным законом. Считает, что оспариваемыми нормами нарушены ее права и свободы, поскольку в отношении нее возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного пунктом "в" части 3 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, основанием для этого явилось несоблюдение правил, предусмотренных пунктами 1 и 6 Постановления от 5 января 1995 г. N 14, при издании ею распоряжения от 4 августа 2004 г. "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Внешнеэкономическое объединение "Станкоимпорт", по которому в уставный капитал были включены доли (акции, паи и вклады), находящиеся за рубежом.

Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации, действующие на основании поручения Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях указали на то, что Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью и вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с приватизацией федерального имущества, в том числе находящегося за рубежом.

Выслушав объяснения представителя заявителя - Д., возражения представителей заинтересованного лица - К., И.Д., проверив оспариваемые нормы на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.

Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", действовавшим на день издания оспариваемого нормативного правового акта, было предусмотрено, что Совет Министров Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает в соответствии с законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации нормативное регулирование и руководство органами исполнительной власти по защите собственности на всей территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 20); решения, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Совета Министров Российской Федерации (часть вторая статьи 30).

Аналогичным образом определены полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации и в статьях 14, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Следовательно, Правительство Российской Федерации, реализующее правомочия собственника имущества, принадлежащего Российской Федерации, вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с отчуждением федеральной собственности. К таким нормативным правовым актам относится Постановление от 5 января 1995 г. N 14, пунктами 1 и 6 которого определен порядок принятия решений об отчуждении недвижимого имущества, находящегося за рубежом и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев и акций, принадлежащих Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах, и запрещено при приватизации государственных предприятий Российской Федерации закрепленное на их балансе имущество, находящееся за рубежом, включать в уставный капитал акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования государственных предприятий, и продавать на конкурсах и аукционах.

Правовое регулирование отношений, связанных с отчуждением федеральной собственности, находящейся за рубежом, осуществлено Правительством Российской Федерации в соответствии с его компетенцией, позволяющей ему от имени Российской Федерации определять объекты федерального имущества, подлежащие приватизации, что, вопреки утверждению заявителя, не противоречит федеральному закону.

Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

По смыслу приведенного законоположения, именно собственник (уполномоченный им государственный или муниципальный орган) принимает решение о передаче государственного или муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц, законы о приватизации должны устанавливать лишь ее порядок, то есть процедуру, формы и способы приватизации.

Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", действовавшие ранее, не распространялись на отношения, возникающие при отчуждении государственного или муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ).

Аналогичные положения воспроизведены в Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества", устанавливающем порядок приватизации в настоящее время. Согласно абзацу семнадцатому пункта 2 статьи 3 этого Федерального закона отчуждение указанного в данном пункте государственного и муниципального имущества (в подпункте 5 пункта 2 данной статьи указано имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации) регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы гражданского права, относятся к иным нормативным правовым актам (пункт 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Постановление от 5 января 1995 г. N 14 содержит нормы гражданского права, регулирующие отношения, связанные с отчуждением федеральной собственности, находящейся за рубежом, принято с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, по своему содержанию не противоречит другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Довод заявителя о противоречии оспариваемых нормативных положений требованиям Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии", в частности его статье 18.1, является необоснованным. Данный Федеральный закон, согласно его статье 1, определяет особенности передачи Государственной корпорации "Ростехнологии" имущественного взноса Российской Федерации, в том числе особенности отношений, возникающих в процессе преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, акции которых подлежат передаче в качестве имущественного взноса Российской Федерации, и не распространяется на отношения, регулируемые Постановлением от 5 января 1995 г. N 14.

Не имеет правового значения и ссылка на Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 декабря 2000 г. N 910-III ГД "О необходимости законодательного регулирования порядка управления и распоряжения федеральным имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации", которое не является нормативным правовым актом, не указывает на незаконность издания Постановления от 5 января 1995 г. N 14, а выражает лишь мнение Государственной Думы о том, что только на основании федерального закона могут быть достигнуты цели, поставленные Президентом Российской Федерации в Указе от 7 августа 2000 г. N 1444 и Указе от 23 октября 2007 г. N 1771, в соответствии с абзацем шестым пункта 2 которого Правительство Российской Федерации должно утвердить порядок отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Н. о признании недействующими пунктов 1, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 г. N 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом" отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ