См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 5 ноября 2004 г. N ГКПИ04-1319

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации         Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                  Чистякове А.В.,
    с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим второго предложения пункта 2 Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23,

установил:

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим второго предложения пункта 2 Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству, нарушают его право свободно получать информацию любым законным способом и право на судебную защиту, затрудняют исполнение решения суда о взыскании денежных средств в его пользу.

Заявитель К. в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что законодательством о гражданском судопроизводстве, об исполнительном производстве не предусмотрена возможность заверять копии исполнительных листов.

Представители заинтересованных лиц Минфина России Замятина Н.Е., Минюста России Мокрова Е.А., представитель привлеченной к участию в деле на стороне заинтересованных лиц Федеральной налоговой службы Шевченко Т.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют законодательству Российской Федерации, приняты компетентным органом государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан и организаций.

Выслушав объяснения заявителя К., представителей заинтересованных лиц Минфина России Замятиной Н.Е., Минюста России Мокровой Е.А., представителя Федеральной налоговой службы Шевченко Т.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23 утвержден Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 февраля 2003 г. N 4218 и опубликован в "Российской газете" N 33, 20.02.2003, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 16, 21.04.2003.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности может направить по почте заказным письмом в налоговый орган по месту учета должника-организации заявление о предоставлении информации со ссылкой на положения Федерального закона "Об исполнительном производстве". К заявлению прилагается копия исполнительного листа, заверенная в установленном порядке.

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в статье 46 устанавливает порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 настоящего Закона, если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов.

Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.

Такая же информация в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации, может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

Как пояснили в суде представители Минфина России Замятина Н.Е., Федеральной налоговой службы Шевченко Т.А., Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю был утвержден Приказом МНС России от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23.

Указом Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. N 314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству финансов Российской Федерации.

Из объяснений представителя Федеральной налоговой службы Шевченко Т.А. следует, что сведения о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях составляют налоговую тайну. В силу статьи 102 Налогового кодекса РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Заявитель К. также полагает, что сведения о банковском счете составляют банковскую тайну согласно статье 857 Гражданского кодекса РФ, статье 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Сведения о наличии или об отсутствии у должника счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях относятся к информации с ограниченным доступом и такая информация согласно статье 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляется взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

Таким образом, законодатель определил круг пользователей данной информацией, к которым относятся взыскатели, т.е. граждане или организации, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, а также вид исполнительного документа, подтверждающего право на доступ к информации.

С учетом изложенного доводы заявителя о возможности взыскателя при запросе информации о счетах и вкладах должника подтверждать любыми возможными и доступными ему способами наличие у него исполнительного листа (например, письмом суда или судебного пристава, заверенной копией решения суда или постановления о возбуждении исполнительного производства) не основаны на законе.

Доводы заявителя о том, что Гражданский процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не предусматривают возможность заверять копии исполнительных листов, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Законодатель предоставил право федеральному органу исполнительной власти самому определить порядок предоставления имеющейся у него информации взыскателям.

Представитель Федеральной налоговой службы Шевченко Т.А. пояснила суду, что согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 27 февраля 1998 г. N 28, копией документа признается документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы, в то время как заверенная копия документа - это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Так, Основы законодательства Российской Федерации "О нотариате" в статье 77 предусматривают свидетельствование верности копий документов и выписок из них.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют федеральному законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан и организаций, заявление К. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К. о признании недействующим второго предложения пункта 2 Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.