См. Документы Министерства транспорта Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2010 г. N ГКПИ10-618

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Казанское речное пассажирское агентство" о признании частично недействующими пунктов 76, 77, 94 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 144,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Казанское речное пассажирское агентство" оспорило в Верховный Суд Российской Федерации отдельные нормы Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 144, а именно:

пункт 76, предусматривающий, что источником данных для формирования раздела III, содержащего записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на судно, служат подлежащие обязательной государственной регистрации договоры и иные документы, служащие основанием возникновения ограничений (обременений);

пункт 77, согласно которому в раздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) вещных прав. Этот раздел разбит на специальные подразделы:

подраздел 1 - для записей об ипотеке;

подраздел 2 - для записей о сделках;

подраздел 3 - для записей об аресте (запрещении заключения сделок);

подраздел 4 - для записей о прочих ограничениях (обременениях);

пункт 94, устанавливающий, что лист записи о прочих ограничениях (обременениях) (приложение N 11) предназначен для регистрации иных видов ограничений (обременений), которые не вошли в подразделы раздела III (аренда судов). В графе "Описание ограничения (обременения)" описывается содержание ограничения (обременения).

Заявитель просит признать приведенные правовые нормы недействующими со дня их принятия в части, предусматривающей государственную регистрацию договоров аренды российских речных судов. В обоснование такого требования ссылается на то, что эти нормы в оспариваемой части противоречат статье 643 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются предусмотренные пунктом 2 статьи 609 названного Кодекса правила о регистрации договоров аренды. Указанное противоречие создает проблемы в применении норм о государственной регистрации прав на речные суда.

Заявитель своего представителя в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не направил, причин неявки суду не сообщил.

Представители заинтересованных лиц - Министерства транспорта Российской Федерации К.Д., К.В., О. и Министерства юстиции Российской Федерации П. в своих возражениях в судебном заседании указали на то, что Правила государственной регистрации судов, в том числе оспариваемые заявителем пункты, не предусматривают государственную регистрацию договоров аренды судов, в связи с чем не могут противоречить указанным заявителем нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав представленные документы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемых норм частично недействующими.

Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге (пункт 1 статьи 16); порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт 2 статьи 19).

Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации, которое, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Приказом от 26 сентября 2001 г. N 144 утвердило Правила государственной регистрации судов. Правила зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 ноября 2001 г., регистрационный номер 3029, опубликованы в "Российской газете" от 21 ноября 2001 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти за 2001 г., N 49.

Пункт 76 этих Правил указывает на подлежащие государственной регистрации договоры и иные документы, служащие основанием возникновения ограничений (обременений), как на источник данных для формирования раздела III Государственного судового реестра Российской Федерации, содержащего записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на судно. Данное положение основано на требованиях пункта 4 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, согласно которому наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 77 указанных Правил определяет структуру раздела III, разбивая его на 4 подраздела по видам ограничений (обременений) вещных прав, о которых вносятся записи в каждый из этих подразделов. Предписаний, обязывающих регистрировать какие-либо договоры, этот пункт не содержит.

Пункт 94 Правил государственной регистрации судов устанавливает, что для регистрации иных видов ограничений (обременений), не вошедших в подразделы раздела III (аренда судов), предназначен лист записи о прочих ограничениях (обременениях), приведенный в приложении N 11. Данный пункт касается лишь правил регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации ограничений (обременений) вещных прав на судно и не предусматривает регистрацию прав на судно и сделок с ним. По своему содержанию пункт 94 названных Правил соответствует требованиям Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, предусматривающего внесение в Государственный судовой реестр Российской Федерации записи об ограничении (обременении) права собственности и иных вещных прав на судно и присвоение каждой записи регистрационного номера, порядок присвоения которого устанавливается правилами государственной регистрации судов (пункт 4 статьи 19, пункт 2 статьи 33).

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений статье 643 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются правила о регистрации договоров аренды, лишены правовых оснований.

Пункты 76, 77 и 94 Правил государственной регистрации судов, как видно из их содержания, не предусматривают государственной регистрации договоров аренды российских речных судов, а определяют лишь правила регистрации ограничений (обременений) прав на судно, в связи с чем не могут противоречить нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующим вопросы, связанные с государственной регистрацией договора аренды.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Казанское речное пассажирское агентство" о признании частично недействующими пунктов 76, 77, 94 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 144, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ